Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности


Шкуратова И.П.

 Опубликовано в сб.: Имиджелогия – 2005: феноменология, теория,
 практика. М.:РИЦ АИМ, 2005, с.64-67.

    Все исследователи имиджа исходят из того, что имидж является результатом взаимодействия носителя имиджа и аудитории, на которую он рассчитан. Без информации, отправленной со стороны его носителя, нет базы для  формирования имиджа, а без аудитории  он в принципе невозможен, так как всякий имидж  ей адресован и ею, в конечном счете, порождается. В этой связи представляется перспективным рассмотреть соотношение между понятиями социальной роли и имиджа.
Введение Дж.Мидом понятия роли в объяснение механизмов регуляции социального поведения дало богатые возможности для раскрытия сложных взаимоотношений между реальной личностью и тем поведением, которое  она демонстрирует. Большинство авторов подразумевает под социальной ролью набор предписаний, прав и обязанностей, связанных с ее выполнением.
М.Дойч и Р.Краусс выделили в роли три аспекта:
•    существующие в обществе ожидания относительно поведения индивида, исполняющего данную роль;
•    представления ее исполнителя о том, как следует вести себя в данной  роли;
•    реальное исполнение роли.
    П.Бергер и Т.Лукман, разработавшие теорию социального конструирования реальности, специально останавливаются на анализе роли как средстве интернализации общественного знания: «Играя роли, индивиды становятся участниками социального мира. Интернализуя эти роли, они делают этот мир субъективно реальным для себя». В общем запасе знания существуют стандарты ролевого исполнения, которые доступны всем членам общества или по крайней мере тем, кто является потенциальным исполнителем рассматриваемых ролей. Поскольку эти стандарты общедоступны, каждый, кто берется за исполнение роли, отвечает за следование этим стандартам. Незнание этих стандартов конкретным исполнителем не избавляет его от ответственности в случае неправильного исполнения роли.
    По мнению этих авторов, «роли дают социальным институтам возможность постоянно существовать, реально присутствуя в опыте живых индивидов».  Это происходит на двух уровнях: через сам факт существования соответствующих ролей (например, наличие судейского института в обществе порождает роли судьи, адвоката и пр.); через реализуемое ролевое  поведение. Институт со всей совокупностью «запрограммированных»  действий подобен  либретто драмы. Поэтому если не находятся лица, желающие эту пьесу исполнять, институт отмирает, но он может ожить в другом историческом времени и с другими исполнителями. В нашем современном российском обществе мы сталкиваемся с оживлением ряда институтов, которые существовали в России до революции, но прекратили свое существование в советский период.  Хорошим примером может служить институт частной благотворительности.
    Создатель теории личностных конструктов Дж.Келли рассматривал роль как структуру поведения человека, обусловленную в первую очередь его системой конструктов, а не его социальными обстоятельствами. Исполнитель  роли организует  свое поведение, следя за тем, что думают другие члены коман-ды. Роль, с его точки зрения, можно рассматривать как «направленное развертывание активности, исходя из понимания одним человеком поведения другого человека или большего числа людей».
    Большой вклад в описание процесса исполнения социальных ролей внес И.Гофман, для которого это понятие является ключевым. Он ввел понятие  пе-реднего плана исполнения роли, под которым он понимал  «стандартный набор выразительных  приемов и инструментов, намеренно или невольно  выработан-ных индивидом в ходе исполнения”. К ним он относил обстановку (мебель, де-корации, физическое расположение участников) и личный передний план (пол, возраст, отличительные знаки официального положения, манера одеваться,  внешность, осанка, речь, выражение лица, жесты и т.п.).     Для каждой роли пе-редний план уже более или менее установлен предшествующими исполнителя-ми, поэтому новый исполнитель выбирает один из  вариантов исполнения, привнося что-то свое.
    Деятельность индивида станет значимой для других, только если на протяжении всего взаимодействия его действия будут выражать то, что он хочет передать и внушить другим.  Иногда усилия по созданию хорошего личного плана мешают исполнению самой работы. Всякое исполнение роли отражает идеализированное видение ситуации.
    При исполнении ролей люди могут скрывать свою побочную выгоду, ошибки в исполнении роли, процесс подготовки к исполнению роли. Исполни-тель должен стараться не выйти из нее и не нарушить впечатление о себе с помощью непроизвольных жестов. Одна фальшивая нота может испортить тон всего исполнения. В то же время, по мнению И.Гофмана, социализация не требует от человека очень точного исполнения ролей.    
Итак, выстроим последовательность принятия и исполнения роли в логическую цепочку. В обществе существуют разнообразные роли  и более или менее жесткие предписания относительно того, как их надо выполнять. Чтобы по-лучить ту или иную роль, человек должен предпринять определенные шаги: вырасти, получить образование, занять должность и т.д.
    В тех контактных группах, с которыми ему приходится иметь дело,  существуют более конкретные ожидания относительно того, как эту роль ему на-до исполнять. Он их может учесть или проигнорировать. Но главным  является то, что в театре называется работа с ролью. Она начинается  с интерпретации этой роли актером с помощью режиссера. В жизни функцию режиссера испол-няют, прежде всего, те люди, которые этой роли обучают (например, имид-жмейкеры). Человек может черпать знания из более широких источников: из литературы, кино. Причем, он, подобно артисту, может выстраивать рисунок роли с опорой на внешние атрибуты (одежду, манеру себя вести), а может проникнуться смыслом ее исполнения. Очень большое значение здесь имеет степень желанности этой роли для исполнителя и того, насколько он чувствует ее соответствие свой личности. Так же, как и в театре, роль может хуже или лучше подходить исполнителю, он может радоваться получению данной роли и может принимать ее с большой неохотой.  Все это найдет отражение в реальном ис-полнении роли в конкретном случае.
    Роли принято делить на конвенциональные, относительно исполнения которых существуют достаточно четкие предписания в обществе, и межличностные, исполнение которых допускает большую степень свободы. К первой груп-пе относятся все профессиональные роли и им подобные, а также некоторые семейно-родственные роли (супружеские, родительские).  Как правило,  они закрепляются за человеком документально. К межличностным относятся роли, связанные с отношениями дружбы, любви, соседства и т.п.
    Деление поведения на ролевое и межличностное является, с нашей точки зрения, относительным, потому что всякое социальное поведение, основанное на взаимодействии людей, содержит и тот, и другой компонент. Даже самое официальное поведение, выполняемое по протоколу, допускает проявление симпатии или антипатии на невербальном уровне. В то же время самые теплые искренние отношения  (например, между матерью и младенцем) имеют ролевые основания.
    Поскольку каждый человек одновременно является исполнителем многих ролей, то исполнение одних ролей может влиять на исполнение других соци-альных ролей. Во-первых, исполнение любой роли приносит человеку испол-нительский опыт, потому что здесь есть, как во всяком деле, определенная тех-нология. Опыт исполнения одних ролей может быть перенесен на другие по-добные роли.  Во-вторых, каждая значимая для человека роль накладывает на него свой отпечаток, который проглядывает при исполнении других ролей. На-пример, привычка командовать у руководящих работников часто проявляется  в их поведении и в дружеской, и в семейной сферах.
    Надо иметь в виду, что роль  дается человеку в общих чертах, и он может наполнить ее своим содержанием. Исполнение ролей можно изучать по целому ряду характеристик:
  • степени соответствия предлагаемому общественному образцу;
  • насыщению роли индивидуальными характеристиками;
  • кросс-ситуативной вариативности;
  • степени срастания с ролью;
  • богатству применяемых для исполнения роли средств (внешних атрибутов, привлечения к исполнению других людей и т.д.);
  • корректировке исполнения роли в случае ее повторного исполнения.
     В свете всего вышесказанного нам представляется целесообразным изучать процесс формирования и функционирования персонального имиджа через ме-ханизм исполнения личностью определенной роли. Персональный имидж  чаще всего связан с исполнением профессиональной или другой общественной дея-тельности. Личностные особенности включены в содержание имиджа в той степени, в какой они имеют отношение к качеству выполнения задач, возлагае-мых на человека в связи с занимаемой им должностью. Поэтому успешность персонального имиджа будет зависеть в первую очередь от качества  деятель-ности личности. В свою очередь это качество детерминировано высоким уров-нем мотивации деятельности, способностями и четким представлением испол-нителя о социальных ожиданиях относительно этой деятельности. Мотивация исполнения роли в большой степени зависит от ее желанности, соответствия ценностным ориентациям и жизненным установкам личности. Социальная роль может исполняться человеком формально, а может рассматриваться как при-звание. Естественно, эти моменты найдут воплощение в имидже человека. В связи с этим хочется подчеркнуть, что не следует рассматривать имидж как не-что внешнее, искусственно созданное. Конечно, носитель имиджа и его команда с помощью разных приемов могут создать видимость успешности его дея-тельности, но всякий обман рано или поздно раскрывается. Имидж чаще всего является следствием реальной полезной деятельности человека, основанной на его компетентности, авторитете, моральном облике.
     Другое дело, что работа по созданию имиджа должна включать и работу с аудиторией, чтобы она могла в полной мере оценить деятельность человека, достойного уважения и признания. Как необходима определенная подготовка человека для восприятия классической музыки или художественных полотен, так же людей надо развивать для того, чтобы они могли различать истинные ценности и фальшивые, на которых выстраиваются имиджи публичных людей.
     К сожалению, наше телевидение и пресса очень мало места отводит интервью с людьми, внесшими на разных этапах истории России большой вклад в развитие науки, культуры, экономики страны, описанию их жизненных путей. Молодежь получает весьма искаженное представление о жизненных приоритетах, что не дает ей возможности адекватно оценить значение деятельности ис-торических личностей и своих выдающихся современников.
    В завершение, необходимо отметить, что рассмотрение процесса исполнения роли как механизма формирования имиджа, на наш взгляд, позволяет выделить конкретные характеристики, которые поддаются изучению и диагностике. К ним относятся следующие:
  • представления носителя имиджа о социальных ожиданиях и предписаниях со стороны аудитории относительно его действий и поступков;
  • ценностные ориентации и мотивы, лежащие в основе его деятельности, связанной с формируемым имиджем;
  • степень принятия роли и величина вклада (усилий) личности  по наиболее эффективному ее исполнению;
  • гибкость и вариативность исполнения социальной роли в зависимости от требований ситуации и конкретной аудитории;
  • социальные ожидания аудитории относительно оптимального исполнения данной роли и, соответственно, идеального имиджа исполнителя роли.
    Имидж – результат взаимодействия личности и воспринимающей ее аудитории, поэтому кумиры толпы всегда являются отражением уровня ее развития.

скачать файл  doc  pdf  rar


© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept