|
Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности
Шкуратова И.П.
Опубликовано в сб. Первая российская конференция по когнитивной науке.
Тезисы докладов. – Казань: КГУ, 2004, с.256-257.
В середине прошлого века западная психология обогатилась понятием
когнитивного стиля, под которым имеются в виду стабильные
индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации.
Предпосылкой к возникновению исследований когнитивного стиля послужили
работы представителей направления “Новый взгляд”,
доказавших перспективность личностного подхода к изучению
познавательных процессов и побудивших к поиску индивидуальных
характеристик, влияющих на их протекание. К настоящему времени описано
около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от
друга психологами разных научных направлений (Г.Виткин, Р.Гарднер,
Дж.Каган и др.).
Как показали многочисленные исследования зарубежных и отечественных
авторов, когнитивные стили во многом определяют отражение как внешней
информации (поступающей из предметного и межличностного миров), так и
внутренней (связанной с самоощущением и Я-концепцией
личности) (2,3). Можно предположить, что их основная функция
состоит в индивидуальной настройке протекания когнитивных процессов,
причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный аспект
процесса принятия решений.
Большая часть когнитивных стилей (когнитивная сложность, понятийная
дифференцированность, сглаживание-заострение и др.) связана со степенью
аналитичности-синтетичности восприятия объектов или, иначе говоря, с
жесткостью критерия при оценке сходства или различий между объектами.
Вся об-работка поступающей к человеку информации базируется на
механизмах сличения объектов и определения степени сходства между ними.
Если индивид имеет устойчивую тенденцию пренебрегать различиями между
объектами, что характерно для лиц с низкой когнитивной сложностью или
низкой понятийной дифференцированностью, мир видится ему
более однородным и простым. С одной стороны, это дает ему преимущество
в установлении общности между классами объектов. Например, такие люди
легче идентифицируют себя с разными людьми из их окружения (3). Но, с
другой стороны, они же проигрывают в нечувствительности к менее
очевидным различиям или к изменениям объекта. Наоборот, лица
с высокой когнитивной сложностью и высокой понятийной
дифференцированностью имеют более сложную картину мира, основанную на
большем количестве различительных признаков, но они являются жертвами
избыточной информации, а также демонстрируют неспособность к синтезу
своих представлений.
Импульсивность-рефлективность определяет скорость принятия решения и
учет разных альтернатив. Импульсивными принято считать тех, кто
принимает решения быстро и с большим количеством ошибок, а
рефлективными - тех, кто придерживается противоположной стратегии. Этот
стиль также является устойчивым личностным образованием, проявляющим
себя в разных видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее
быстроту и качество (1).
Полезависимость-поленезависимость, выявленная Г.Виткиным, отвечает за
разграничение между пространством Я и внешним миром
и выбор преиму-щественной ориентации при принятии решений на других
людей или на себя (5). Поленезависимые люди имеют более
структурированную систему представлений об окружающем мире, которую они
с успехом применяют в пред-метной деятельности. Но они менее успешны в
коммуникативной деятельности, поскольку мало интересуются чужими
мнениями и оценками, а также склонны к дистанциированию от других
людей. Полезависимые люди нуждаются в посторонней помощи в процессе
принятия решений, так как больше полагаются на чужие мнения и
оценки. Эти различия прослеживаются от детского возраста до старости и
накладывают отпечаток на все виды деятельности.
Лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей
менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем
диапазоне. Самыми адаптивными являются люди с
мобильным когнитивным стилем, т.е. умеющие произвольно менять настройки
своего когнитивного аппарата, исходя из требований ситуации.
Нами высказывалось предположение о том, что формирование когнитивного
стиля (на примере полезависимости-поленезависимости) проходит три
стадии:
а) стиль
не выражен и нет явного предпочтения одной из двух стратегий пове-дения;
б) стиль ярко выражен и укоренен;
в) стиль мобилен.
Благодаря личностной и интеллектуальной зрелости, человек получает на
определенном этапе своего развития возможность совмещать в себе умение
действовать по-разному в зависимости от требований ситуации, сохраняя
некоторое тяготение к одному из полюсов. Мобильность, согласно нашему
предположению, является свидетельством высокой зрелости когнитивных
структур личности (4).
Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их
связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами
темпе-рамента и с мотивацией личности (3). В то же время есть все
основания считать когнитивные стили образованием, которое формируется
прижизненно под влиянием социокультурных факторов (5). Например,
эмпирически доказано, что полезависимость более характерна для женщин,
а также для детей, чьи родители осуществляют избыточный контроль над их
поведением (3,5).
Когнитивный стиль, как и другие стилевые образования личности,
выполняет следующие функции:
1.
адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к
требованиям данной деятельности и социальной среды;
2. компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на
сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;
3. системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю
на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с
другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;
4. самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить
себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру
поведения.
Последняя функция связана с мало изученной проблемой влияния
когнитивных стилей на вариативность реального поведения человека в
сфере общения (например, на его самораскрытие и самопредъявление). Есть
все основания ожидать, что дифференцированность объектов (партнеров по
общению) на сенсорном входе приведет к дифференцированности
поведенческих реакций на выходе.
Изучение когнитивных стилей как детерминант поведения человека
представляется нам очень перспективным, поскольку их исследование
выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека.
Литература
1.Стиль человека: психологический анализ. М.:Смысл, 1998. 310 с.
2.Холодная М.А.Когнитивные стили: О природе индивидуального ума.
М.ПЕРСЭ,2002.304 с.
3.Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд-во
РГПУ,1994.156 с.
4.Шкуратова И.П. Теоретические проблемы диагностики
полезависимости-поленезависимости // Методы психологии. Ежегодник РПО.
Т.3, вып.2. Ростов-на-Дону, 1997, с.293-294.
5.Witkin H., Goodenough D. Cognitive style: essence and origins. N.Y.
1982. 135 p.
скачать
файл doc
pdf
rar
|