Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница



Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности
Шкуратова И.П.

Опубликовано в сб. Первая российская конференция по когнитивной науке.
Тезисы докладов. – Казань: КГУ, 2004, с.256-257.
             

В середине прошлого века западная психология обогатилась понятием когнитивного стиля, под которым имеются в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации. Предпосылкой к возникновению исследований когнитивного стиля послужили работы представителей направления “Новый взгляд”, доказавших перспективность личностного подхода к изучению познавательных процессов и побудивших к поиску индивидуальных характеристик, влияющих на их протекание. К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных направлений (Г.Виткин, Р.Гарднер, Дж.Каган и др.).
Как показали многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов, когнитивные стили во многом определяют отражение как внешней информации (поступающей из предметного и межличностного миров), так и внутренней (связанной с самоощущением и  Я-концепцией личности) (2,3).  Можно предположить, что их основная функция состоит в индивидуальной настройке протекания когнитивных процессов, причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный аспект процесса принятия решений.
Большая часть когнитивных стилей (когнитивная сложность, понятийная дифференцированность, сглаживание-заострение и др.) связана со степенью аналитичности-синтетичности восприятия объектов или, иначе говоря, с жесткостью критерия при оценке сходства или различий между объектами. Вся об-работка поступающей к человеку информации базируется на механизмах сличения объектов и определения степени сходства между ними.
Если индивид имеет устойчивую тенденцию пренебрегать различиями между объектами, что характерно для лиц с низкой когнитивной сложностью или низкой  понятийной дифференцированностью, мир видится ему более однородным и простым. С одной стороны, это дает ему преимущество в установлении общности между классами объектов. Например, такие люди легче идентифицируют себя с разными людьми из их окружения (3). Но, с другой стороны, они же проигрывают в нечувствительности к менее очевидным различиям или к  изменениям объекта. Наоборот, лица с высокой когнитивной сложностью и высокой понятийной дифференцированностью имеют более сложную картину мира, основанную на большем количестве различительных признаков, но они являются жертвами избыточной информации, а также демонстрируют неспособность к синтезу своих представлений.
Импульсивность-рефлективность определяет скорость принятия решения и учет разных альтернатив. Импульсивными принято считать тех, кто принимает решения быстро и с большим количеством ошибок, а рефлективными - тех, кто придерживается противоположной стратегии. Этот стиль также является устойчивым личностным образованием, проявляющим себя в разных видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее быстроту и качество (1).
Полезависимость-поленезависимость, выявленная Г.Виткиным, отвечает за разграничение между  пространством Я и  внешним миром и выбор преиму-щественной ориентации при принятии решений на других людей или на себя (5). Поленезависимые люди имеют более структурированную систему представлений об окружающем мире, которую они с успехом применяют в пред-метной деятельности. Но они менее успешны в коммуникативной деятельности, поскольку мало интересуются чужими мнениями и оценками, а также склонны к дистанциированию от других людей. Полезависимые люди нуждаются в посторонней помощи в процессе принятия решений, так как  больше полагаются на чужие мнения и оценки. Эти различия прослеживаются от детского возраста до старости и накладывают отпечаток на все виды деятельности.
Лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей менее адаптивны, чем те, кто располагается в среднем диапазоне.  Самыми адаптивными являются  люди с мобильным когнитивным стилем, т.е. умеющие произвольно менять настройки своего когнитивного аппарата,  исходя из требований ситуации.
Нами высказывалось предположение о том, что формирование когнитивного стиля (на примере полезависимости-поленезависимости) проходит три стадии:
а) стиль не выражен и нет явного предпочтения одной из двух стратегий пове-дения;
б) стиль ярко выражен и укоренен;
в) стиль мобилен.
Благодаря личностной и интеллектуальной зрелости, человек получает на определенном этапе своего развития возможность совмещать в себе умение действовать по-разному в зависимости от требований ситуации, сохраняя некоторое тяготение к одному из полюсов. Мобильность, согласно нашему предположению, является свидетельством высокой зрелости когнитивных структур личности (4).
Природа когнитивных стилей не до конца изучена. Есть свидетельства их связи с межполушарной асимметрией, уровнем интеллекта, свойствами темпе-рамента и с мотивацией личности (3). В то же время есть все основания считать когнитивные стили образованием, которое формируется прижизненно под влиянием социокультурных факторов (5). Например, эмпирически доказано, что полезависимость более характерна для женщин, а также для детей, чьи родители осуществляют избыточный контроль над их поведением (3,5).
Когнитивный стиль, как и другие стилевые образования личности, выполняет следующие функции:
1. адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;
2. компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;
3. системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека; 
4. самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения.
Последняя функция связана с мало изученной проблемой влияния когнитивных стилей на вариативность реального поведения человека в сфере общения (например, на его самораскрытие и самопредъявление). Есть все основания ожидать, что дифференцированность объектов (партнеров по общению) на сенсорном входе приведет к дифференцированности поведенческих реакций на выходе.
Изучение когнитивных стилей как детерминант поведения человека представляется нам очень перспективным, поскольку их исследование выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека.

Литература

1.Стиль человека: психологический анализ. М.:Смысл, 1998. 310 с.
2.Холодная М.А.Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.ПЕРСЭ,2002.304 с.
3.Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ,1994.156 с.
4.Шкуратова И.П. Теоретические проблемы диагностики полезависимости-поленезависимости // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т.3, вып.2. Ростов-на-Дону, 1997, с.293-294.
5.Witkin H., Goodenough D. Cognitive style: essence and origins. N.Y. 1982. 135 p.


скачать файл  doc  pdf  rar


© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept