|
Мотивация самораскрытия молодежи в межличностном общении
Шкуратова
И.П.
Психологический вестник. Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1998, с.315-323.
Исследование
самораскрытия личности в общении в последние два де-сятилетия в
зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное на-правление,
находящееся на границе между социальной психологией и психо-логией
личности (1). База данных Американской Психологической
Ассоциа-ции за пять лет с 1989 по 1995 год включает 255
монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой
многоплановой проблемы (7). Психология как, наверное, никакая другая
наука обладает удивительным свой-ством давать возможность
многочисленной реинтерпретации старого эмпири-ческого
материала через призму вновь созданных понятий. При этом новое
понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность
за-глянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через
новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него
долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область,
однако перенос ак-цента с Человека Воспринимающего на Человека
Транслирующего, связан-ный с духом настоящего времени, показал
необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.
Сразу стала очевидной ее большая теоретическая и практическая
значи-мость и взаимосвязанность с целым рядом других проблем
межличностного взаимодействия. Анализ аннотаций статей,
содержащихся в Базе данных Американской психологической
Ассоциации, показывает, какие аспекты ис-следования самораскрытия
являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по
количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения
от физической или социальной нормы, иначе гово-ря, людей, которым
приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним
относятся больные СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты,
наркома-ны, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено
исследо-ванию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной
ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых
самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их
возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых
обсуждается влияние саморас-крытия пациента и психотерапевта на
протекание психотерапевтического про-цесса. Причем, если самораскрытие
пациента всеми воспринимается как обя-зательное условие успеха,
то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у
представителей разных направлений психотерапии нет. Остальные
работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутрилич-ностных
факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и
кросс-культурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается
самопредъявление, под которым понимается стремление произвести
опреде-ленное впечатление на окружающих (2).
Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше
ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем на
изу-чение его мотивационно-смысловой стороны (4,8). В то же время
становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы
этого феноме-на становится невозможным без обращения к мотивации
самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов
взаимодействия содержание самораскрытия может полностью
меняться у одного и того же человека. К сожалению, в
большинстве публикаций авторы не столько изучают сам процесс
саморас-крытия, сколько связь между результатом ответа на
опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или
характеристиками ситуации, в которой проходил замер. Такой
подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку
исследователи оперируют с неким конечным суммар-ным показателем
самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад та-кие
несопоставимые по уровню интимности темы, как “ мои
любимые блю-да” и “ мои страхи и тревоги”.
Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предла-гаемое в
зарубежной литературе, также мне представляется не отражающим главного
их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как “акт
само-выражения и поведения, направленный на то, чтобы создать
благоприятное впечатление или впечатление , соответствующее чьим-либо
идеалам” (2,с.96). На самом деле самопрезентация может быть
направлена на прямо противопо-ложную цель, а именно создание
неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение
профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в
фильме “Небеса обетованные”. Она в зависимости от
соци-альной ориентации прохожего могла преподнести себя то как
жертву сталин-ских репрессий, то как жертву
перестройки. Иногда самораскрытие противо-поставляется
самопредъявлению по критерию правдивости и глубины созда-ваемого
образа (1). Н.В.Амяга считает, что “поверхностное,
неглубокое само-раскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением
и может опи-сываться скорее как самопредъявление”(1, с.38).
Неглубокое самораскрытие может наблюдаться в ситуации обычного
обмена мнениями между говорящи-ми, при котором совсем не
преследуются иные цели. Мне кажется, что глав-ное отличие между
этими двумя формами самовыражения состоит в целях, которые
преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в
психологической помощи, то более вероятно, что он будет максимально
ис-кренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать
о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт.
Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или
получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект
прибегает к предъяв-лению себя в том виде, в каком, с его точки
зрения, он может достигнуть наи-лучшего результата. При этом совсем
необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно
бывает просто подчеркнуть наличие соот-ветствующих качеств. Хотя здесь
речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или
совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее
говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы,
которые побуждают его рассказывать о себе тем или дру-гим людям. Данная
работа была посвящена изучению вопроса о том, в какой степени люди
способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми
им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собе-седниками.
Целью описываемого исследования было изучение мотивации
саморас-крытия в межличностном общении, которое
конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между
самораскрытием и мотивацией обще-ния с людьми из ближайшего
окружения; 2) проанализировать мотивы само-раскрытия в общении с
разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и
содержанием самораскрытия в общении.
Для решения первой задачи под моим руководством А.Г.Бовиной было
проведено экспериментальное исследование, в котором приняло
участие 19 женщин и 9 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет,
работавших на фабрике. Им было предложено заполнить бланки
теста диагностики мотивации меж-личностного общения ( ММО ) и
теста для диагностики самораскрытия. В тес-те ММО, разработанному мной
на основе репертуарного теста Дж.Келли (3), испытуемому сначала
предлагалось составить список людей, которые образу-ют его реальное
окружение в семье, на работе и в дружеской сфере, а затем оценить,
насколько разные мотивы общения характерны для его взаимодейст-вия с
каждым из указанных лиц. На основе полученных данных можно было
определять степень выраженности отдельных категорий мотивов, а также
ве-личину мотивации общения испытуемого с каждым из указанных им лиц.
Тест для диагностики самораскрытия был разработан мной на основе
теста само-раскрытия С.Джурарда (6). При его выполнении
испытуемый должен был оценивать, насколько подробно и откровенно он
рассказывает о разных сторо-нах своей личности тем же людям,
которые были отмечены им в предыдущей методике. Тест позволял
определять величину самораскрытия каждого испы-туемого по
отдельным категориям тем (интересы, мнения, работа, личность, отношения
с другими людьми, тело и финансы ), а также в общении с каждым
конкретным знакомым.
Для выявления взаимосвязей между степенью выраженности отдельных групп
мотивов общения и самораскрытием по названным темам был осущест-влен
корреляционный анализ полученных данных. Он показал отсутствие свя-зи
между суммарными показателями самораскрытия и мотивации
общения и наличие достаточно большого числа связей между частными
показателями. Это свидетельствует о том, что нельзя говорить о
большем самораскрытии тех людей, которые любят общение и стремятся к
нему. Самораскрытие занимает в структуре общения только некоторую часть
и потому вполне возможно соче-тание большой потребности в общении при
ограниченном стремлении к рас-сказам о себе. У каждого человека
существует своя пропорция между слуша-нием и повествованием, а также
между повествованием о себе и на отвлечен-ные темы.
Анализ корреляционных связей между мотивами общения и темами
са-мораскрытия показал следующую картину. Оказалось, что чем больше в
структуре мотивации общения оказались представленными эгоцентрические
мотивы (получения любых видов помощи и поддержки), тем больший
удель-ный вес занимает самораскрытие о работе (r = 0,48, P<
0,01). Это дает основа-ния предполагать, что люди часто рассказывают о
своей деловой сфере, чтобы им посочувствовали, дали совет или помогли
чем-нибудь конкретно. Познава-тельная мотивация общения дала наибольшее
число связей с разными катего-риями самораскрытия: с суммарным
самораскрытием (r = 0,41 P< 0,02), с рас-сказыванием о своей
личности (r = 0,40 P< 0,03), о своих отношениях с близ-кими людьми
(r = 0,43 P< 0,02), о своем теле (здоровье, сексуальном опыте)
(r = 0,51 P<0,01). Видимо познавательная направленность общения,
которая бы-ла представлена такими мотивами как “поделиться своими
знаниями, инфор-мацией”, “желание лучше узнать
партнера”, “получить научную информа-цию”, создавала
хорошую почву для сообщения и сугубо личной информации. Были случаи и
отрицательной связи между мотивацией общения и саморас-крытием.
Так мотивация самоутверждения оказалась несовместимой с
сооб-щением доверительной информации о своих отношениях с близкими
людьми (r = -0,46 P< 0,01) , а мотивация развлечения в процессе
общения с саморас-крытием о своих интересах (r=-0,38 P <
0,05).
Меня также интересовал вопрос о том, проявляется ли соответствие
ме-жду мотивацией общения с конкретным человеком и объемом
самораскрытия в его адрес. Для этого была проведена такая
процедура обработки данных. У каждого испытуемого было выделено три
человека из его списка знакомых, по отношению к которым у него
наблюдается максимальная мотивация общения, а также три человека, с
которыми он предельно откровенен. Аналогичная процедура была
проведена относительно тех людей, с кем у испытуемого на-блюдалась
минимальная мотивация общения и минимальное самораскрытие. Затем для
каждого испытуемого была подсчитана степень совпадения между этими
рядами данных. Оказалось, что максимальные значения по мотивации
общения и самораскрытию совпали в 62 случаях из 84 возможных
совпадений, а минимальные в 55 случаях из 84 возможных. При этом 6-5
совпадений на-блюдалось у 13 испытуемых, 4-3 совпадения - у 11 человек
и 1-2 совпадения только у 4 человек. Это дает основание считать, что
существует тенденция к большему самораскрытию с теми лицами, общение с
которыми носит полимо-тивированный характер.
Мои дальнейшие исследования привели меня к выводу, что большой
объем самораскрытия и интенсивность мотивации общения в равной степени
служат свидетельством тесных, эмоционально глубоких взаимоотношений,
поскольку они проявляются в общении с наиболее любимыми и ценимыми
людьми (матерью, любимым человеком, лучшей подругой или другом).
Одна-ко это совсем не означает, что сам факт нахождения в роли матери
гарантиру-ет такое отношение к ней со стороны детей, здесь все сугубо
индивидуализи-ровано.
Следующая серия эксперимента, проведенная под моим руководством
Е.П.Панченко, была направлена на выяснение уже самих мотивов
саморас-крытия в процессе межличностного общения. В ней приняло участие
30 сту-денток 2 курса филологического факультета и 25 студенток 2 курса
психоло-гического факультета. Для диагностики мотивации
самораскрытия были раз-работаны две методики. Одна из них представляла
собой анкету, ориентиро-ванную на выяснение целей и мотивов
самораскрытия. Вторая методика явля-лась модификацией теста ММО,
описанного выше. При ее выполнении испы-туемому предлагалось сначала
написать список людей, которые составляют его ближайшее окружение в
семье, в университете и в кругу друзей, а затем оценить, в какой
степени разные мотивы побуждают его рассказывать о себе этим людям. Для
облегчения работы испытуемого к тестовому бланку прила-гался большой
список возможных мотивов самораскрытия, из которого он мог выбирать те,
которые он считал наиболее характерными для себя. При обра-ботке данных
анализировалась величина мотивация самораскрытия как по от-дельным
мотивам, так и по отношению к разным партнерам. Кроме того, группа
студенток-филологов заполняла модифицированный вариант
опросни-ка С.Джурарда для диагностики объема и направленности их
самораскрытия, упоминавшийся выше.
Анализ анкетных данных показал, что девушки психологи и филологи
по разному оценивают причины своей откровенности с окружающими.
Фило-логи на первое место ставят стремление поделиться своими
переживаниями (36,6 %), в то время, как эту причину отмечают
всего 16% психологов. Психо-логи чаще всего называли стремление
сравнить себя и других людей (32 %). Желание выговориться, отвести душу
занимает у филологов второе место в качестве причины для откровенности
(30 %). Груз личных проблем в равной степени побуждает девушек обеих
групп рассказывать о себе (по 24%). Чужая откровенность больше влияет
на самораскрытие психологов (20%), чем филологов (13 %). Зато
стремление избежать одиночества больше тяготит филоло-гов (20 %), чем
психологов (8 %). Как видно из приведенных цифр, большая часть
отмеченных мотивов относится к группе эмоциональных, что дает
осно-вание думать, что для данной выборки функция самораскрытия
видится, пре-жде всего, в установлении тесных эмоциональных контактов с
реципиентом и снятии эмоционального напряжения в процессе общения.
Следующий вопрос анкеты был направлен на то, чтобы выяснить,
ме-няются ли мотивы самораскрытия испытуемых в зависимости от
того, какого рода информацию о себе они сообщают, и что при этом они
ожидают от собе-седника. Вопрос был сформулирован следующим
образом: «Что вы ждете от собеседника, когда
рассказываете ему: а) о своем здоровье; б) о своих финансах; в) о своих
личных проблемах; г) о своих успехах; д) о своих неудачах; е) о своих
интересах и убеждениях?» Анализ ответов показал, что студентки из
двух выборок испытуемых по-разному оценивают поведение своих
реципиен-тов. При рассказе о своем здоровье 60 % филологов ждет
сочувствия, боль-шинство психологов (56%) заявило, что они не
рассказывают о нем, а сочув-ствия ожидает только 24%. Кроме того,
филологи ждут совета (26 %) или ни-чего не ждут (13 %), а
психологи - понимания (20 %).
Сообщая о своих финансовых проблемах, 53,3 % филологов ничего не ждет
от собеседника, помощи - 30 %, сочувствия - 16,6 %, 52% психологов
ожидает помощи, 24 % - совета, 12 % - сочувствия и еще 12 %
ничего не ждет.
При рассказе о своих личных проблемах большинство надеется на
по-нимание со стороны собеседника (66,6% филологов и 52% психологов),
ждет совета (20 % филологов и 12 % психологов). Кроме того,
психологи рассчи-тывают на помощь (36%), а филологи на поддержку (13,3
%).
Большинство испытуемых надеется на радость в ответ на
рассказы о своих успехах (72 % психологов и 53,3 % филологов) или на
похвалу (28% психологов и 26,7% филологов). Филологи думают, что
могут вызвать этим зависть у собеседника (20 %). Сообщая о своих
неудачах, филологи больше рассчитывают на сочувствие (60 %), а
психологи на получение совета (68 %). Поддержки ожидают остальные
филологи, а участия - психологи.
Рассказывая о своих интересах и убеждениях, все, прежде всего,
рассчи-тывают на заинтересованность слушающего (по 64%), далее на
ответную ин-формацию (26% филологов и 20 % психологов) и, наконец, на
поддержку (10 % филологов и 16 % психологов).
Анализ полученных данных свидетельствует о соответствии
содержания сообщаемой информации ожидаемой реакции реципиента в
представлении испытуемых. Это может служить косвенным доказательством
того, что в зави-симости от целей воздействия на партнера они
могут сознательно изменять содержание подаваемой о себе информации и
возможно ее форму (глубину, детальность изложения, эмоциональность
изложения и т.д.). Характерно, что в большинстве случаев девушки
рассказывают о себе для того, чтобы получить помощь в разных ее видах:
эмоциональную, моральную, информационную или деловую. Это, несомненно,
связано с их возрастом. По данным, полученным мной в другом
исследовании, для молодежи характерно преобладание эгоцен-трической
мотивации общения, состоящей в стремлении к получению разно-образной
помощи со стороны окружающих, в то время как для лиц среднего возраста
характерно преобладание альтероцентрической направленности,
проявляющейся в стремлении к оказанию помощи, или их баланс (3).
Данные, полученные с помощью модифицированного варианта теста
ММО, позволили выявить различия в мотивации самораскрытия
испытуемых в процессе их общения с разными людьми. При выполнении этого
теста испы-туемый должен был называть главный мотив, который побуждает
его рассказывать о себе каждому лицу из списка его знакомых. Это
позволило проанализировать на всей группе, состоящей из 30 студенток
филологического факультета, какие мотивы наиболее важны для них при
самораскрытии с разными реципиентами.
Таблица 1.
Главные мотивы самораскрытия девушек в общении с разными людьми
Мотивы
/ Собеседники
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
выговориться,
отвести душу
|
7
|
|
6
|
1
|
1
|
|
|
поделиться переживаниями
|
9
|
7
|
9
|
3
|
1
|
|
|
избежать чувства одиночества
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
|
меня
тревожит моя проблема
|
3
|
1
|
1
|
|
5
|
|
|
получить
нужную помощь
|
3
|
5
|
2
|
1
|
5
|
|
5
|
получить
совет
|
3
|
4
|
4
|
|
10
|
|
4
|
понравиться
этому человеку
|
|
|
|
13
|
|
3
|
2
|
подать
себя в определенном свете
|
1
|
1
|
|
|
|
|
4
|
оправдаться в глазах этого
человека
|
|
|
|
|
|
|
5
|
похвастаться
успехами
|
|
|
1
|
1
|
|
|
|
утвердиться в глазах этого
человека
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
1
|
получить
подтверждение правильности
поступка
|
5
|
3
|
|
|
|
|
6
|
узнать реакцию на мою информацию
|
|
|
1
|
2
|
1
|
1
|
|
в
ответ на расспросы
|
3
|
3
|
|
|
2
|
8
|
4
|
так
принято
|
|
4
|
|
|
2
|
2
|
1
|
заполнить
паузу в разговоре
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
пококетничать
|
|
|
|
3
|
|
6
|
|
развлечь собеседника
|
|
|
1
|
3
|
|
4
|
1
|
оказать
моральную поддержку
|
|
|
3
|
1
|
|
1
|
|
поделиться
опытом
|
|
|
3
|
|
|
1
|
|
вызвать
на откровенность
|
|
1
|
2
|
4
|
|
|
|
откликнуться
на откровенность
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
выяснить
отношения
|
|
3
|
|
2
|
|
|
|
1 - мать, 2 - отец, 3 - подруга, 4 – друг, 5 – психолог, 6 – попутчик, 7 – преподаватель
Как видно из таблицы 1, существуют явные различия в
мотивации са-мораскрытия девушек с разными людьми. Общение с
матерью носит эмоционально насыщенный характер, кроме того, от
нее ждут оценок своего поведе-ния, советов и помощи.
Характерно, что общение с ближайшей подругой близко по структуре к
общению с матерью, но при этом подруге рассказывают о себе еще и для
того, чтобы дать совет. Отцу девушки рассказывают о себе гораздо менее
охотно: четверо отметили, что рассказывают о себе отцу, пото-му
что “так принято”, а трое - “ в ответ на
расспросы”. Это свидетельствует об отсутствии у них с
отцами доверительных отношений. В основном от него ждут помощи
или совета. Помощи больше всего ждут от взрослых людей:
ро-дителей, психолога и преподавателя. Девушки хотя и не имели опыта
общения с реальным психологом-консультантом, правильно понимают его
функции и ждут от него в ответ на свою откровенность решения их
проблем, помощи и совета. Естественно, что главным мотивом
самораскрытия в общении со своим юношей почти половина девушек отметили
стремление понравиться ему. В общении с ним, а также со случайным
попутчиком, которого девушки себе представили как потенциального друга,
отметив его возраст близким к своему, самораскрытие скорее выступает в
функции самопредъявления. С ними они готовы кокетничать,
развлекать их, хотя с посторонним человеком некоторые из
респонденток проявляют сдержанность. Так, восемь из них готовы
расска-зывать о себе только в ответ на расспросы.
Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими
людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он
наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо
завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с
пре-подавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи,
совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся
произвести на не-го приятное впечатление, перед ним единственным хотят
оправдаться, но ни-каких попыток к эмоциональному самораскрытию не
наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать
психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о
себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы
заполнить паузу.
Эти данные свидетельствуют о том, что
девушки адекватно отража-ют мотивы своего самораскрытия с разными
людьми, и наверняка умеют в жизни варьировать информацию, сообщаемую о
себе в зависимости от целей и той мишени, которой эта информация
адресована. Другой вывод состоит в том, что возможно эмпирически
изучать эти вариации и на их основе создавать типологию разных видов
самораскрытия: доверительного, ориентированного на поиск помощи,
хвастливого, развлекающего и т.д. На мой взгляд, эти особенности
самораскрытия гораздо более связаны с индивидуальностью субъекта, чем
суммарные показатели его объема.
Следующей задачей данной работы был анализ взаимосвязей
между мотивами и темами самораскрытия. Пилотажное исследование с
помощью анке-ты, результаты которого излагались выше, дало основание
предполагать, что существуют общегрупповые закономерности между
изложением некоторых тем и мотивами, побуждающими к этому. Данная
гипотеза проверялась на вы-борке, состоящей из 30 студенток-филологов.
Степень представленности разных тем в структуре самораскрытия
определялась с помощью теста Джурарда, а мотивация самораскрытия
- по модифицированному варианту теста ММО, описанному выше.
Результаты корреляционного анализа между данными двух методик
обнаружили наличие значимых связей.
Прежде всего, обращает на себя внимание факт очень
высоких коэффи-циентов корреляции между суммарным показателем мотивации
самораскры-тия и всеми категориями самораскрытия. Это означает, что
самораскрытие по любой теме является полимотивированным. Единственной
группой мотивов, давшей связи со всеми темами самораскрытия, является
группа эмоциональ-ных мотивов. Весь предыдущий анализ мотивов
самораскрытия девушек пока-зал, что для них эти мотивы являются
ведущими. Среди тем самораскрытия наибольшее число связей с мотивами
обнаружено для категории “отношения с другими людьми”. Эта
категория является центральной в структуре саморас-крытия, с ней
связаны почти все другие категории, что говорит о ее большом
удельном весе в рассказах девушек о себе. Исходя из полученных данных,
можно утверждать, что основными побудителями самораскрытия об
отноше-ниях с другими людьми являются эмоциональные мотивы (r=0,56
P<0,001), деловые (r=0,41 P<0,02), нравственные(r=0,35 P<0,05)
, мотивы самоутвержде-ния (r=0,38 P<0,03) и интерес к партнеру
(r=0,36 P<0,05). Кроме того, деловые мотивы, под которыми мной
понималось стремление получать разные виды конкретной помощи от
слушателя, оказались связанными с рассказом о собственной личности, в
том числе и о возникших проблемах (r=0,40 P<0,02). Мо-тивы создания
позитивного образа у собеседника, его развлечения, а также
конвенциональные не дали ни одной значимой связи с объемом
самораскры-тия по разным темам. Из этого можно заключить, что эти
мотивы не способствуют подлинному самораскрытию, а являются его
заменой в виде самопредъ-явления или ни к чему не обязывающей
болтовни.
Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно
сделать сле-дующие выводы. Во-первых, существует несомненная связь
между мотиваци-ей общения и величиной самораскрытия в ходе него.
Данные свидетельствуют о том, что наибольший объем самораскрытия и
максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым
эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу или жене).
Поэтому измерение этих пока-зателей у членов семьи или в дружеской паре
может служить надежным инструментом определения степени
доверительности их отношений.
Во-вторых, мотивация самораскрытия одного и того же человека может
существенно меняться в зависимости от того, кому адресовано сообщение.
В отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную,
моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних
зна-чимых лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на
первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о
себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий
уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они
достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия и,
очевидно, в повседневной жизни видоиз-меняют одну и ту же информацию о
себе, рассказывая ее разным людям.
В-третьих, мотивация самораскрытия связана с тематикой рассказа о
себе. Для девушек центральной группой мотивов самораскрытия стала
группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с разными
темами. Это не означает, что такая направленность самораскрытия
характерна для всех. Например, для выборки рабочих, рассматриваемой
выше, большинство тем самораскрытия оказались связанными с
познавательной направленностью. Эта проблема требует более детального
анализа, но уже сейчас можно предпо-лагать, что человек в зависимости
от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности,
подбирает тему самораскрытия.
Обсуждаемые результаты свидетельствуют о том, что в
решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим
перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем
и широта, на мотивационно-смысловые, которые связаны с более
глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов
самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их
классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек
будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой
человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в
зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере
самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики,
проистекающие из его ценностных ориентаций и
личност-ных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от
ситуации и партнера. Более того, можно предположить, что
чем более развитой является личность, тем более вариативной будет
картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной
целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость
сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем,
на мой взгляд, обусловлена неправильным выбором показателя (5). Ведь
общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его
стороне, которая и создает основу для психического здоровья.
Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его
адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных
потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций,
которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе
самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от
простых решений века ны-нешнего. Если психология прошлого ставила
дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит
поведение личности), то психология будущего должна выйти на описание
меняющейся личности в условиях изменяющейся среды.
Литература
1.Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении//
Личность.Общение.Групповые процессы. М., 1991, с.37-74.
2.Майерс Д. Социальная психология. С-Пб, 1997, с.94-98.
3.Шкуратова И.П. Мотивационная модель общения и попытка ее
экспериментального изучения // Психологический вестник. Вып.1., ч.1.
Ростов-на-Дону, 1996, с.187-205.
4. Communication, Intimacy, and Close Relationships. N.Y.,1984. 240p.
5.Cozby P.C. Self-Disclosure: a Literature Review // Psychol. Bulletin, 1973, vol.79(2 ),p.73-91.
6. Jourard S.M, Lasakow P. Some Factors in Self-Disclosure// The
Journal of Abnormal and Social Psychology, 1958,
vol.56(1),p.91-98.
7. PsycLIT Database Copyright 1989-1996 American Psychological Association
8. Self-Disclosure: Theory,Research, and Therapy.N.Y. 1986. 365 p.
скачать
файл doc
pdf
rar
|