Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


Мотивация самораскрытия молодежи в межличностном общении


Шкуратова И.П.

Психологический вестник. Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1998, с.315-323.

Исследование самораскрытия личности в общении в последние два де-сятилетия в зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное на-правление, находящееся на границе между социальной психологией и психо-логией личности (1).  База данных  Американской Психологической Ассоциа-ции за пять лет с 1989 по 1995 год  включает 255 монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой многоплановой проблемы (7). Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свой-ством давать возможность многочисленной реинтерпретации  старого эмпири-ческого материала  через призму вновь созданных понятий. При этом новое понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность за-глянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область, однако перенос ак-цента с Человека  Воспринимающего на Человека Транслирующего, связан-ный с духом настоящего времени, показал необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.
Сразу стала очевидной ее большая теоретическая и практическая значи-мость и взаимосвязанность с целым рядом других проблем межличностного взаимодействия.  Анализ аннотаций статей, содержащихся в Базе данных  Американской психологической Ассоциации, показывает, какие аспекты ис-следования самораскрытия являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения от физической или социальной нормы, иначе гово-ря, людей, которым приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним относятся  больные  СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты, наркома-ны, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено исследо-ванию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых обсуждается влияние саморас-крытия пациента и психотерапевта на протекание психотерапевтического про-цесса. Причем, если самораскрытие пациента всеми воспринимается  как обя-зательное условие успеха, то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у представителей разных  направлений психотерапии нет. Остальные работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутрилич-ностных факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и кросс-культурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается самопредъявление, под которым понимается стремление произвести опреде-ленное впечатление на окружающих (2).
Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем на изу-чение его мотивационно-смысловой стороны (4,8).  В то же время становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы этого феноме-на становится невозможным без обращения к мотивации самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов взаимодействия  содержание самораскрытия может полностью меняться  у одного  и того же человека. К сожалению, в большинстве публикаций авторы не столько изучают сам  процесс саморас-крытия, сколько  связь между результатом ответа на опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или  характеристиками ситуации, в которой  проходил замер. Такой  подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку исследователи оперируют с неким конечным суммар-ным показателем самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад та-кие несопоставимые по уровню интимности темы,  как  “ мои любимые блю-да” и  “ мои страхи и тревоги”.
Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предла-гаемое в зарубежной литературе, также мне представляется не отражающим главного их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как “акт само-выражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление , соответствующее чьим-либо идеалам” (2,с.96). На самом деле самопрезентация может быть направлена на прямо противопо-ложную цель, а именно создание неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в фильме “Небеса обетованные”. Она в зависимости от соци-альной ориентации прохожего могла преподнести себя  то как жертву сталин-ских репрессий, то  как жертву  перестройки.  Иногда самораскрытие противо-поставляется самопредъявлению  по критерию правдивости и глубины созда-ваемого образа (1).  Н.В.Амяга считает, что “поверхностное, неглубокое само-раскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может опи-сываться скорее как самопредъявление”(1, с.38). Неглубокое самораскрытие может наблюдаться  в ситуации обычного обмена мнениями между говорящи-ми, при котором совсем не преследуются  иные цели. Мне кажется, что глав-ное отличие между этими двумя формами самовыражения  состоит в целях, которые преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в психологической помощи, то более вероятно, что он будет максимально ис-кренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт. Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект прибегает к предъяв-лению себя  в том виде, в каком, с его точки зрения, он может достигнуть наи-лучшего результата. При этом совсем необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно бывает просто подчеркнуть наличие соот-ветствующих качеств. Хотя здесь речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы, которые побуждают его рассказывать о себе тем или дру-гим людям. Данная работа была посвящена изучению вопроса о том, в какой степени люди способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собе-седниками.
Целью описываемого исследования было изучение мотивации саморас-крытия  в межличностном общении, которое конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между самораскрытием  и мотивацией обще-ния с людьми из ближайшего окружения; 2) проанализировать мотивы само-раскрытия в общении с разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и содержанием самораскрытия в общении.
Для решения первой задачи под моим руководством А.Г.Бовиной  было проведено  экспериментальное исследование, в котором приняло участие 19 женщин и 9 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет, работавших на фабрике. Им было предложено заполнить  бланки теста  диагностики мотивации меж-личностного общения ( ММО ) и теста для диагностики самораскрытия. В тес-те ММО, разработанному мной на основе репертуарного теста Дж.Келли (3), испытуемому сначала предлагалось составить список людей, которые образу-ют его реальное окружение в семье, на работе и в дружеской сфере, а затем оценить, насколько разные мотивы общения характерны для его взаимодейст-вия с каждым из указанных лиц. На основе полученных данных можно было определять степень выраженности отдельных категорий мотивов, а также ве-личину мотивации общения испытуемого с каждым из указанных им лиц. Тест для диагностики самораскрытия  был разработан мной на основе теста само-раскрытия С.Джурарда (6).  При его выполнении испытуемый должен был оценивать, насколько подробно и откровенно он рассказывает о разных сторо-нах своей личности тем же людям, которые  были отмечены им в предыдущей методике. Тест позволял определять величину самораскрытия  каждого испы-туемого по отдельным категориям тем (интересы, мнения, работа, личность, отношения с другими людьми, тело и финансы ), а также в общении с каждым конкретным знакомым.
Для выявления взаимосвязей между степенью выраженности отдельных групп мотивов общения и самораскрытием по названным темам был осущест-влен корреляционный анализ полученных данных. Он показал отсутствие свя-зи между  суммарными показателями самораскрытия  и мотивации общения и наличие достаточно большого числа связей между частными показателями. Это свидетельствует  о том, что нельзя говорить о большем самораскрытии тех людей, которые любят общение и стремятся к нему. Самораскрытие занимает в структуре общения только некоторую часть и потому вполне возможно соче-тание большой потребности в общении при ограниченном стремлении к рас-сказам о себе. У каждого человека существует своя пропорция между слуша-нием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлечен-ные темы.
Анализ корреляционных связей между мотивами общения и темами са-мораскрытия показал следующую картину. Оказалось, что чем больше в структуре мотивации общения оказались представленными эгоцентрические мотивы (получения  любых видов помощи и поддержки), тем больший удель-ный вес занимает  самораскрытие о работе (r = 0,48, P< 0,01). Это дает основа-ния предполагать, что люди часто рассказывают о своей деловой сфере, чтобы им посочувствовали, дали совет или помогли чем-нибудь конкретно. Познава-тельная мотивация общения дала наибольшее число связей с разными катего-риями самораскрытия: с  суммарным самораскрытием (r = 0,41 P< 0,02), с рас-сказыванием о своей личности (r = 0,40 P< 0,03), о своих отношениях с близ-кими людьми (r = 0,43 P< 0,02),  о своем теле (здоровье, сексуальном опыте) (r = 0,51 P<0,01). Видимо познавательная направленность общения, которая бы-ла представлена такими мотивами как “поделиться своими знаниями, инфор-мацией”, “желание лучше узнать партнера”, “получить научную информа-цию”, создавала хорошую почву для сообщения и сугубо личной информации. Были случаи и отрицательной связи между мотивацией общения и саморас-крытием.  Так  мотивация самоутверждения оказалась несовместимой с сооб-щением доверительной информации о своих отношениях с близкими людьми (r = -0,46 P< 0,01) , а мотивация развлечения в процессе общения с саморас-крытием о своих интересах   (r=-0,38 P < 0,05).
Меня также интересовал вопрос о том, проявляется ли соответствие ме-жду  мотивацией общения с конкретным человеком и объемом самораскрытия в его адрес. Для этого была проведена  такая процедура обработки данных. У каждого испытуемого было выделено три человека из его списка знакомых, по отношению к которым у него наблюдается максимальная мотивация общения, а также три человека, с которыми он предельно откровенен.  Аналогичная процедура была проведена относительно тех людей, с кем у испытуемого на-блюдалась минимальная мотивация общения и минимальное самораскрытие. Затем для каждого испытуемого была подсчитана степень совпадения между этими рядами данных. Оказалось, что максимальные значения по мотивации общения и самораскрытию совпали в 62 случаях из 84 возможных совпадений, а минимальные в 55 случаях из 84 возможных. При этом 6-5 совпадений на-блюдалось у 13 испытуемых, 4-3 совпадения - у 11 человек и 1-2 совпадения только у 4 человек. Это дает основание считать, что существует тенденция к большему самораскрытию с теми лицами, общение с которыми носит полимо-тивированный характер.
 Мои дальнейшие исследования привели меня к выводу, что большой объем самораскрытия и интенсивность мотивации общения в равной степени служат свидетельством тесных, эмоционально глубоких взаимоотношений, поскольку они проявляются в общении с наиболее любимыми и ценимыми людьми (матерью, любимым человеком, лучшей подругой или другом).  Одна-ко это совсем не означает, что сам факт нахождения в роли матери гарантиру-ет такое отношение к ней со стороны детей, здесь все сугубо индивидуализи-ровано.
Следующая серия эксперимента, проведенная под моим руководством Е.П.Панченко,  была направлена на выяснение уже самих мотивов саморас-крытия в процессе межличностного общения. В ней приняло участие 30 сту-денток 2 курса филологического факультета и 25 студенток 2 курса психоло-гического факультета.  Для диагностики мотивации самораскрытия были раз-работаны две методики. Одна из них представляла собой анкету, ориентиро-ванную на выяснение целей и мотивов самораскрытия. Вторая методика явля-лась модификацией теста  ММО, описанного выше. При ее выполнении испы-туемому предлагалось сначала написать список людей, которые составляют его ближайшее окружение в семье, в университете и в кругу друзей, а затем оценить, в какой степени разные мотивы побуждают его рассказывать о себе этим людям. Для облегчения работы испытуемого к тестовому бланку прила-гался большой список возможных мотивов самораскрытия, из которого он мог выбирать те, которые он считал наиболее характерными для себя. При обра-ботке данных анализировалась величина мотивация самораскрытия как по от-дельным мотивам, так и по отношению к разным партнерам. Кроме того, группа студенток-филологов заполняла  модифицированный вариант опросни-ка  С.Джурарда для диагностики объема и направленности их самораскрытия, упоминавшийся выше.
Анализ анкетных данных показал, что  девушки психологи и филологи по разному оценивают причины своей откровенности с окружающими. Фило-логи на первое место ставят стремление поделиться своими переживаниями (36,6 %), в то время, как  эту причину отмечают всего 16% психологов. Психо-логи чаще всего называли стремление сравнить себя и других людей (32 %). Желание выговориться, отвести душу занимает у филологов второе место в качестве причины для откровенности (30 %). Груз личных проблем в равной степени побуждает девушек обеих групп рассказывать о себе (по 24%). Чужая откровенность больше влияет на самораскрытие психологов (20%), чем филологов (13 %). Зато стремление избежать одиночества больше тяготит филоло-гов (20 %), чем психологов (8 %).  Как видно из приведенных цифр, большая часть отмеченных мотивов  относится к группе эмоциональных, что дает осно-вание думать, что для данной выборки функция самораскрытия видится, пре-жде всего, в установлении тесных эмоциональных контактов с реципиентом и снятии эмоционального напряжения в процессе общения.
Следующий вопрос анкеты был направлен на  то, чтобы выяснить, ме-няются ли мотивы  самораскрытия испытуемых в зависимости от того, какого рода информацию о себе они сообщают, и что при этом они ожидают от собе-седника. Вопрос был сформулирован следующим образом:  «Что вы ждете от собеседника, когда  рассказываете ему: а) о своем здоровье; б) о своих финансах; в) о своих личных проблемах; г) о своих успехах; д) о своих неудачах; е) о своих интересах и убеждениях?» Анализ ответов показал, что студентки из двух выборок  испытуемых по-разному оценивают поведение своих реципиен-тов.  При рассказе о своем здоровье 60 % филологов ждет сочувствия, боль-шинство психологов (56%) заявило, что они  не рассказывают о нем, а сочув-ствия ожидает только 24%. Кроме того, филологи ждут совета  (26 %) или ни-чего не ждут (13 %), а психологи  - понимания (20 %).
Сообщая о своих финансовых проблемах, 53,3 % филологов ничего не ждет от собеседника, помощи - 30 %, сочувствия - 16,6 %, 52% психологов ожидает помощи, 24 %  - совета, 12 %  - сочувствия и еще 12 % ничего не ждет.
При рассказе о своих личных проблемах большинство надеется на по-нимание со стороны собеседника (66,6% филологов и 52% психологов), ждет совета (20 % филологов и 12 % психологов). Кроме того,  психологи рассчи-тывают на помощь (36%), а филологи на поддержку (13,3 %).
Большинство испытуемых надеется на  радость в ответ на  рассказы о своих успехах (72 % психологов и 53,3 % филологов) или на похвалу (28% психологов и 26,7%  филологов). Филологи думают, что могут вызвать этим зависть у собеседника (20 %). Сообщая о своих неудачах, филологи больше рассчитывают на сочувствие (60 %), а психологи на получение совета (68 %). Поддержки ожидают остальные филологи, а участия - психологи.
Рассказывая о своих интересах и убеждениях, все, прежде всего, рассчи-тывают на заинтересованность слушающего (по 64%), далее на ответную ин-формацию (26% филологов и 20 % психологов) и, наконец, на поддержку (10 % филологов и 16 % психологов).
Анализ полученных  данных свидетельствует о соответствии содержания сообщаемой информации ожидаемой реакции реципиента в представлении испытуемых. Это может служить косвенным доказательством того, что в зави-симости от целей воздействия на партнера  они могут сознательно изменять содержание подаваемой о себе информации и возможно ее форму (глубину, детальность изложения, эмоциональность изложения и т.д.). Характерно, что в большинстве случаев девушки рассказывают о себе для того, чтобы получить помощь в разных ее видах: эмоциональную, моральную, информационную или деловую. Это, несомненно, связано с их возрастом.  По данным, полученным мной в другом исследовании, для молодежи характерно преобладание эгоцен-трической мотивации общения, состоящей в стремлении к получению разно-образной помощи со стороны окружающих, в то время как для лиц среднего возраста характерно преобладание  альтероцентрической  направленности, проявляющейся в стремлении к оказанию помощи, или их баланс (3).
Данные, полученные с помощью модифицированного варианта  теста ММО, позволили выявить различия в мотивации самораскрытия  испытуемых в процессе их общения с разными людьми. При выполнении этого теста испы-туемый должен был называть главный мотив, который побуждает его рассказывать о себе каждому лицу из списка его знакомых. Это позволило проанализировать на всей группе, состоящей из 30 студенток филологического факультета, какие мотивы наиболее важны для них при самораскрытии с разными реципиентами.
Таблица 1.

Главные мотивы самораскрытия девушек в общении с разными людьми

Мотивы / Собеседники

1

2

3

4

5

6

7

выговориться, отвести душу

7

 

6

1

1

 

 

поделиться  переживаниями

9

7

9

3

1

 

 

избежать чувства одиночества

1

1

 

 

 

2

 

меня тревожит моя проблема

3

1

1

 

5

 

 

получить нужную  помощь

3

5

2

1

5

 

5

получить совет

3

4

4

 

10

 

4

понравиться этому человеку

 

 

 

13

 

3

2

подать себя в определенном свете

1

1

 

 

 

 

4

оправдаться в глазах этого человека

 

 

 

 

 

 

5

похвастаться успехами

 

 

1

1

 

 

 

утвердиться в глазах этого человека

 

1

 

1

1

 

1

получить подтверждение правильности  поступка

5

3

 

 

 

 

6

узнать реакцию  на мою информацию

 

 

1

2

1

1

 

в ответ на расспросы

3

3

 

 

2

8

4

так принято

 

4

 

 

2

2

1

заполнить паузу в разговоре

 

 

 

 

 

2

2

пококетничать

 

 

 

3

 

6

 

развлечь  собеседника

 

 

1

3

 

4

1

оказать моральную поддержку

 

 

3

1

 

1

 

поделиться опытом

 

 

3

 

 

1

 

вызвать на откровенность

 

1

2

4

 

 

 

откликнуться на  откровенность

1

 

 

1

 

 

 

выяснить отношения

 

3

 

2

 

 

 


1 - мать, 2 - отец, 3 - подруга, 4 – друг, 5 – психолог, 6 – попутчик, 7 – преподаватель

    Как видно из таблицы 1, существуют явные различия в мотивации са-мораскрытия девушек с разными людьми. Общение с матерью  носит эмоционально насыщенный характер, кроме того, от нее ждут оценок  своего поведе-ния, советов и помощи.  Характерно, что общение с ближайшей подругой близко по структуре к общению с матерью, но при этом подруге рассказывают о себе еще и для того, чтобы дать совет. Отцу девушки рассказывают о себе гораздо менее охотно: четверо отметили, что  рассказывают о себе отцу, пото-му что “так принято”, а трое - “ в ответ на расспросы”. Это свидетельствует об отсутствии у них  с отцами доверительных  отношений. В основном от него ждут помощи или совета. Помощи больше всего ждут от взрослых  людей: ро-дителей, психолога и преподавателя. Девушки хотя и не имели опыта общения с реальным психологом-консультантом, правильно понимают его функции и ждут от него в ответ на свою откровенность решения их проблем, помощи и совета. Естественно, что главным мотивом самораскрытия в общении со своим юношей почти половина девушек отметили стремление понравиться ему. В общении с ним, а также со случайным попутчиком, которого девушки себе представили как потенциального друга, отметив его возраст близким к своему, самораскрытие скорее выступает в функции самопредъявления.  С ними они готовы кокетничать, развлекать их, хотя с посторонним  человеком некоторые из респонденток проявляют сдержанность. Так, восемь из них готовы расска-зывать о себе только в ответ на расспросы.             Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с пре-подавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи, совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся произвести на не-го приятное впечатление, перед ним единственным хотят оправдаться, но ни-каких попыток к эмоциональному самораскрытию не наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы заполнить паузу.
      Эти данные свидетельствуют о том, что девушки адекватно отража-ют мотивы своего самораскрытия с разными людьми, и наверняка умеют в жизни варьировать информацию, сообщаемую о себе в зависимости от целей и той мишени, которой эта информация адресована. Другой вывод состоит в том, что возможно эмпирически изучать эти вариации и на их основе создавать типологию разных видов самораскрытия: доверительного, ориентированного на поиск помощи, хвастливого,  развлекающего и т.д. На мой взгляд, эти особенности самораскрытия гораздо более связаны с индивидуальностью субъекта, чем суммарные показатели его объема.
    Следующей задачей данной работы был анализ взаимосвязей между мотивами и темами самораскрытия. Пилотажное исследование с помощью анке-ты, результаты которого излагались выше, дало основание предполагать, что существуют общегрупповые закономерности между изложением некоторых тем и мотивами, побуждающими к этому. Данная гипотеза проверялась на вы-борке, состоящей из 30 студенток-филологов. Степень представленности разных тем в структуре самораскрытия определялась с помощью  теста Джурарда, а мотивация самораскрытия -  по модифицированному варианту теста ММО, описанному выше. Результаты корреляционного анализа между данными двух методик обнаружили наличие  значимых связей.
    Прежде всего, обращает на себя  внимание факт очень высоких коэффи-циентов корреляции между суммарным показателем мотивации самораскры-тия и всеми категориями самораскрытия. Это означает, что самораскрытие по любой теме является полимотивированным. Единственной группой мотивов, давшей связи со всеми темами самораскрытия, является группа эмоциональ-ных мотивов. Весь предыдущий анализ мотивов самораскрытия девушек пока-зал, что для них эти мотивы являются ведущими. Среди тем самораскрытия наибольшее число связей с мотивами обнаружено для категории “отношения с другими людьми”. Эта категория является центральной в структуре саморас-крытия, с ней связаны  почти все другие категории, что говорит о ее большом удельном весе в рассказах девушек о себе. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что основными побудителями самораскрытия  об отноше-ниях с другими людьми являются эмоциональные мотивы (r=0,56 P<0,001), деловые (r=0,41 P<0,02), нравственные(r=0,35 P<0,05) , мотивы самоутвержде-ния (r=0,38 P<0,03) и интерес к партнеру (r=0,36 P<0,05). Кроме того, деловые мотивы, под которыми мной понималось стремление получать разные виды конкретной помощи от слушателя, оказались связанными с рассказом о собственной личности, в том числе и о возникших проблемах (r=0,40 P<0,02). Мо-тивы создания позитивного образа у собеседника, его развлечения, а также конвенциональные не дали ни одной значимой связи с объемом самораскры-тия по разным темам. Из этого можно заключить, что эти мотивы не способствуют подлинному самораскрытию, а являются его заменой в виде самопредъ-явления  или ни к чему не обязывающей болтовни.
    Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать сле-дующие выводы. Во-первых, существует несомненная связь между мотиваци-ей общения и  величиной самораскрытия в ходе него. Данные свидетельствуют о том, что наибольший объем самораскрытия и максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу или жене). Поэтому измерение этих пока-зателей у членов семьи или в дружеской паре может служить надежным инструментом определения степени доверительности их отношений.
Во-вторых, мотивация самораскрытия одного и того же человека может существенно меняться в зависимости от того, кому адресовано сообщение. В отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную, моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних зна-чимых  лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия  и, очевидно, в повседневной жизни видоиз-меняют одну и ту же информацию о себе, рассказывая ее разным людям.
В-третьих, мотивация самораскрытия связана  с тематикой рассказа о себе. Для девушек центральной группой мотивов самораскрытия стала группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с разными темами. Это не означает, что такая направленность самораскрытия характерна для всех. Например, для выборки рабочих, рассматриваемой выше, большинство тем самораскрытия оказались связанными с познавательной направленностью. Эта проблема требует более детального анализа, но уже сейчас можно предпо-лагать, что человек в зависимости от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности, подбирает тему самораскрытия.
    Обсуждаемые результаты свидетельствуют о том, что в решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем и широта,  на мотивационно-смысловые, которые связаны с более глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики, проистекающие из  его ценностных  ориентаций  и личност-ных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от ситуации и партнера.     Более того, можно предположить, что чем более развитой является личность, тем более вариативной будет картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем, на мой взгляд, обусловлена неправильным выбором показателя (5). Ведь общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его стороне, которая и создает основу для психического здоровья. Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций, которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от простых решений века ны-нешнего. Если психология прошлого ставила дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит поведение личности), то психология будущего должна выйти на описание меняющейся личности в условиях изменяющейся среды.

Литература
    
1.Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении// Личность.Общение.Групповые процессы. М., 1991, с.37-74.    
2.Майерс Д. Социальная  психология. С-Пб, 1997, с.94-98.  
3.Шкуратова И.П. Мотивационная модель общения и попытка ее экспериментального изучения // Психологический вестник. Вып.1., ч.1. Ростов-на-Дону, 1996, с.187-205.  
4. Communication, Intimacy, and Close Relationships. N.Y.,1984. 240p.    
5.Cozby P.C. Self-Disclosure: a Literature Review // Psychol. Bulletin, 1973, vol.79(2 ),p.73-91.  
6. Jourard S.M, Lasakow P. Some Factors in Self-Disclosure// The Journal of Abnormal  and Social Psychology, 1958, vol.56(1),p.91-98.
7. PsycLIT Database Copyright 1989-1996 American Psychological Association
8. Self-Disclosure: Theory,Research, and Therapy.N.Y. 1986. 365 p.

скачать файл  doc  pdf  rar


© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept