Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


 Понимание девушками мотивов своей  лжи в межличностном общении

Шкуратова И.П., Крикало Е.Л.

// Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы 2-ой  всероссийской научной конференции. 29 сентября – 1 октября 2011 г. Самара. – Самара: ПГСГА, 2011. с.337-339. 

В настоящее время в российском обществе ощущается возросший интерес к феномену лжи. Это видно по нарастающему числу научных публикаций и популярных книг, успеху сериала «Обмани меня» и обсуждению этой темы в Интернете.  Двадцать первый век начинает складываться как век информации, а передача всякой информации таит в себе возможность ее искажения. Человечество должно выработать механизмы защиты от искажения информации, как на межгрупповом, так и на межличностном уровне. Для этого психологам необходимо исследовать виды и мотивы лжи, чтобы научиться дифференцировать  достаточно безобидные виды лжи от ее наиболее злокачественных форм и разработать приемы по снижению лжи в  общении людей.    
В отечественной психологии в советский период исследование лжи было под негласным запретом, поэтому история ее изучения в России начинается с 90-х годов прошлого века. Большой вклад в исследование лжи был сделан В.В.Знаковым, который проанализировал моральные, психологические, социальные аспекты понимания лжи и функционирования ложных высказываний (Знаков, 2005). Большинство отечественных авторов сосредоточило свои усилия на исследовании проявлений лжи в поведении человека. Проблема мотивации лжи меньше подвергалась эмпирическому изучению, а ведь именно ее изучение лжи выводит нас на проблему рефлексии людей по поводу своей и чужой лжи.
Наш подход к исследованию лжи основан на рассмотрении  лжи как средства самопредъявления личности (Шкуратова, 2009). Опираясь на идеи, заложенные И.Гоффманом в его концепции социальной драматургии, повседневная ложь нами понимается как прием, к которому прибегает человек для создания и поддержания позитивного образа в глазах значимых других при исполнении определенной социальной роли. Ведь не случайно необходимость во лжи чаще всего возникает у человека, когда его поведение расходится с социальным ожиданием относительно исполнения им конкретной социальной роли (родственника, друга, коллеги и пр.).
Каждый человек стремится соответствовать ожиданиям окружающих его людей, относительно своего поведения. Когда он нарушает правила поведения, отклоняется от общепринятых норм или обязанностей, ему приходится либо объяснить, почему он так поступил, либо попытаться скрыть сам факт этого нарушения. Эти ситуации, провоцируют так называемую, малую ложь. Под этим термином мы понимаем повседневные формы лжи, которые используются людьми для поддержания своего позитивного образа в глазах окружающих. К ним мы относим следующие виды лжи:  этикетная, ложь во благо, фантазия, оправдание, умолчание, и ложь-самопрезентация  (Шкуратова, 2009).
Целью данной работы явился сравнительный анализ мотивов лжи девушек в трех сферах общения: деловой, семейной и дружеской. Объектом исследования выступили студентки факультета психологии Южного федерального университета в количестве 47 человек.
Для диагностики мотивов лжи нами была использована методика И.П. Шкуратовой «Мотивы лжи», направленная на изучение мотивов лжи в трех сферах общения: деловой, семейной и дружеской. В ней испытуемым предлагались короткие описания 18 типичных житейских ситуаций, которые провоцируют людей на ложь (опоздание на встречу, невыполнение задания в срок, необходимость отказать в просьбе и т.п.). Они должны были выбрать один из пяти вариантов поведения в данной ситуации: а — скажу настоящую причину своего поступка, б — придумаю объяснение, чтобы не испортить впечатления о себе, в — придумаю объяснение, чтобы не огорчать других людей, г — придумаю объяснение, чтобы не ухудшать сложившихся отношений,  д — придумаю  объяснение, чтобы скрыть подробности своей жизни. Первый вариант описывает правдивое поведение. Четыре других связаны с мотивами лжи, к которым чаще всего прибегают взрослые люди. Для обработки эмпирических данных вычислялись суммарные значения выбора вариантов ответа по каждому из 18 пунктов методики, а также суммарные значения по сферам общения.
Сопоставительный анализ использования девушками ложных объяснений своих неблаговидных поступков в учебной, дружеской и семейной сферах общения показал, что они наиболее склонны ко лжи в деловой сфере общения. Суммарные значения правдивых ответов по трем сферам общения таковы: деловая сфера – 48 случаев из 282 возможных, дружеская  – 104 случая, семейная – 166 случаев. Число правдивых ответов в деловой сфере в два раза меньше, чем в дружеской, и в три раза меньше, чем в семейной. Поскольку мы связываем проявления малой лжи с необходимостью поддерживать свой позитивный образ в глазах окружающих, то мы объясняем этот факт большим стремлением девушек выглядеть позитивно в деловой сфере, так как там их имидж может повлиять на успешность их деятельности. Кроме того, интенсивность общения с родными и близкими более высока, чем в деловой сфере, поэтому в этих сферах более вероятно быть разоблаченным во лжи. Поскольку люди учитывают вероятность разоблачения своей лжи, то они не рискуют прибегать к ней, когда она слишком велика.
В деловой сфере ведущими мотивами лжи у девушек является стремление не испортить впечатления о себе  (112 случаев) и желание не ухудшать сложившихся отношений (91 случай), которые намного превосходят два других мотива. Стремление не огорчать других людей было отмечено только в 26 случаях, а желание скрыть подробности своей жизни –  всего  в пяти случаях. Это подтверждает наше предположение о том, что именно в деловой сфере девушки чувствуют необходимость с помощью лжи поддерживать позитивное впечатление о себе и сохранять хорошие взаимоотношения с сотрудниками и руководителями. Характер деловых отношений таков, что они не требуют ограждать сотрудников от  негативной информации, поэтому стремление не огорчать сотрудников тут проявилось очень мало.  
В семейной сфере, напротив, главным мотивом лжи у девушек является стремление не огорчать членов своей семьи (61 случай). Три других мотива лжи отмечаются ими значительно реже: не ухудшать сложившихся отношений – 24 случая, стремление не испортить впечатление о себе –  19 случаев,  желание скрыть подробности своей жизни – 12 случаев.
 В дружеской сфере ведущими мотивами лжи у девушек оказывается стремление не огорчать других людей (74 случая) и желание не ухудшать сложившихся отношений (75 случаев). Опасения по поводу нарушения отношений в деловой и дружеской сферах общения обусловлены их меньшей устойчивостью по сравнению с родственными связями. Как бы ни обижались члены семьи друг на друга, все равно они сохраняют родственные отношения. Дружеские и романтические отношения гораздо более неустойчивы, поэтому девушки чаще прибегают ко лжи в отношениях с подругами и друзьями.  Стремление не испортить впечатление о себе выражено в дружеской сфере намного меньше, чем в деловой. Этот мотив отмечен в 21 случае.
Как показали результаты опроса, реже всего в качестве мотива лжи во всех сферах общения девушками назывался мотив сокрытия подробностей своей личной жизни. Это совпадает с мнением В.В.Знакова, который считает что ложь с целью предотвращения вмешательства в личную жизнь, не характерна для русских людей в отличие от представителей западной культуры (Знаков, 1995).
Анализ мотивов лжи применительно к разным жизненным ситуациям показал, что частота правдивых ответов и ведущий мотив лжи в большой степени зависит от характера конкретной ситуации. На основании проведенного исследования можно заключить, что девушки в достаточной степени понимают мотивы своей лжи и пользуются ложью  дифференцированно в зависимости от характера отношений с партнером по общению и ситуации общения. 

 Литература

1.    Знаков В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана // Вопросы психологии, 1995, № 2, с.84-91.
2.    Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. –  М.: Изд-во ИП РАН, 2005. – 448 с.
3.    Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.







© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept