Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


 Самопознание и самовыражение личности в общении

Шкуратова И.П.

// Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции - Самара: Изд-во "Научно-технический центр", 2007, с. 417-419.

В отечественной психологии сложилась такая традиция, при которой самосознание личности и ее рефлексивные характеристики изучаются в рамках общей психологии, а межличностные отношения – в рамках социальной психологии. Это приводит к тому, что Я-внутреннее и Я-внешнее оказываются разведенными по разным исследовательским пространствам. Нам представляется актуальным наведение мостов между самосознанием личности и ее представленностью в общении через механизмы самопознания и самовыражения.
Под самовыражением личности в общении  нами понимается максимально широкий спектр вербальных и невербальных поведенческих актов, который человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа  себя. Эти поведенческие акты могут быть разной степени осознанности и целенаправленности, но все они служат трансляции информации о себе окружающим людям в процессе коммуникации.
Нами предлагается выделять следующие функции самовыражения.
1.    Экзистенциальная функция, состоящая в утверждении факта своего существования в качестве участника межличностной коммуникации и социального взаимодействия.
2.    Адаптивная функция, связанная с приспособлением личности к требованиям социальной среды, в которую она включена.
3.    Коммуникативная функция, состоящая в трансляции информации о себе участникам коммуникации.
4.     Идентификационная функция, обеспечивающая  принадлежность личности к определенным социальным группам или к психологическим типам.
5.    Функция регуляции межличностных отношений с помощью посылаемой информации о себе. Люди выстраивают свои отношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции, позиции и знака отношений.
6.    Преобразовательная функция, состоящая в вызывании с помощью самовыражения личности определенных изменений в тех людях, которые стали адресатами полученной информации.
7.    Функция саморегуляции, состоящая в согласовании Я-концепции личности и ее поведения, а также в снижении эмоционального напряжения с помощью выражения эмоций.
8.    Функция самовоплощения личности в памяти других людей, а также в материальных формах самовыражения (письмах, дневниках, фотографиях, аудио- и видеоматериалах).
В зарубежной психологии проблема самовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам, их детерминирующим. Гораздо меньше изучен вопрос о соотношении самопознания и самовыражения личности, хотя он является, с нашей точки зрения, основополагающим для понимания механизмов перехода Я-внутреннего в Я-внешнее и в обратном направлении.
Каждый человек стоит перед необходимостью представать в каком-то виде перед другими людьми в процессе взаимодействия с ними. Даже если человек абсолютно равнодушен к своему внешнему виду и своим манерам, они у него есть, и люди считывают информацию о нем, независимо от его желания. Как отмечал И.Гофман, способность индивида к самовыражению «содержит два совершенно разных вида знаковой активности: произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя» (1, с.33). Первое основано на   вербальных символах,  второе включает обширную область невербального поведения. Ребенка с детства учат сообщению информации о себе по этим двум каналам. В дальнейшем, овладевая разными социальными ролями, человек научается «исполнительскому» мастерству.
Образ, который он создает в конкретном акте общения, с одной стороны, должен быть отражением его Я-концепции, с другой стороны, должен соответствовать социальным нормам и ожиданиям, имеющимся у партнеров по взаимодействию. Я-концепция личности создается на основе четырех источников: идентификационного процесса, в ходе которого человек обретает социальную и личностную идентичность (самоопределение);  социо-культурных норм, которые влияют на формирование идеального Я; механизмов социального сравнения; а также, прямых и косвенных оценок окружающих.
Вступая в конкретное межличностное взаимодействие, человек выстраивает свое поведение с помощью самораскрытия и самопредъявления таким образом, чтобы реализовать перечисленные выше функции самовыражения. Он стремится утвердить себя как субъекта общения с определенными идентификационными признаками, установить желаемые отношения с участниками общения, оказать на них влияние, воплотить себя в акте коммуникации.
    Каждый акт  коммуникации обогащает человека новым знанием о себе через обратную связь. Во-первых, благодаря рефлексии человек может судить о себе как исполнителе роли и субъекте самовыражения. Во-вторых, по ответным реакциям партнеров по общению он может получить прямую или косвенную оценку своей личности. В-третьих, его действия вызывают ответное самораскрытие или самопредъявление участников взаимодействия, что позволяет осуществлять социальное сравнение своей индивидуальности с их индивидуальностями. Таким образом, самовыражение личности можно рассматривать как своего рода экспериментальное действие, в ходе которого человек получает новую информацию о себе и мире. Самопознание невозможно без самовыражения, поскольку только через демонстрацию разных аспектов своего Я окружающим, человек может получить представление о себе. С другой стороны, не накопив информацию о себе через самопознание, человек не может адекватно предъявить себя другим людям.
    Однако было бы ошибочно думать, что предъявляемый образ всякий раз полностью соответствует Я-концепции личности. Будучи включенным в межличностное взаимодействие, человек может воплотить себя в этом общении, на столько, насколько это требует сама ситуация и исполняемая роль. Человек, как правило, оказывается недовоплощенным, хотя исполняет в жизни много всяких ролей. Бурное развитие общения в Интернете, особенно создание личных дневников (блогов), является доказательством потребности большого числа людей выразить себя сверх тех ролей, которые они играют в реальной жизни. Этому также способствует отключение в виртуальном общении «телесного» компонента, который в реальном общении накладывает большие ограничения на выражение личностью своей внутренней сущности.
    Наши исследования самораскрытия и самопредъявления свидетельствуют о том, что каждый человек выстраивает определенную стратегию самовыражения в общении с разными людьми. В зависимости от партнера по общению меняется объем, глубина, содержание и степень искренности самораскрытия.  Наиболее вариативны в предъявляемых образах представительницы женского пола, чье самопредъявление в большой степени зависит от характера отношений с партнером по общению, его пола и возраста.

Литература

1.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. - 304с.






© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept