|
Самопознание и
самовыражение личности в общении
Шкуратова И.П.
//
Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I
Всероссийской конференции - Самара: Изд-во "Научно-технический центр",
2007, с. 417-419.
В отечественной психологии
сложилась такая традиция, при которой самосознание личности и ее
рефлексивные характеристики изучаются в рамках общей психологии, а
межличностные отношения – в рамках социальной психологии. Это
приводит к тому, что Я-внутреннее и Я-внешнее оказываются разведенными
по разным исследовательским пространствам. Нам представляется
актуальным наведение мостов между самосознанием личности и ее
представленностью в общении через механизмы самопознания и
самовыражения.
Под
самовыражением личности в общении нами понимается максимально
широкий спектр вербальных и невербальных поведенческих актов, который
человек использует для передачи информации о себе другим лицам и
создания определенного образа себя. Эти поведенческие акты
могут быть разной степени осознанности и целенаправленности, но все они
служат трансляции информации о себе окружающим людям в процессе
коммуникации.
Нами
предлагается выделять следующие функции самовыражения.
1.
Экзистенциальная функция, состоящая в утверждении факта своего
существования в качестве участника межличностной коммуникации и
социального взаимодействия.
2.
Адаптивная функция, связанная с приспособлением личности к требованиям
социальной среды, в которую она включена.
3.
Коммуникативная функция, состоящая в трансляции информации о себе
участникам коммуникации.
4.
Идентификационная функция, обеспечивающая
принадлежность личности к определенным социальным группам или к
психологическим типам.
5.
Функция регуляции межличностных отношений с помощью посылаемой
информации о себе. Люди выстраивают свои отношения, пользуясь
самовыражением для достижения определенной дистанции, позиции и знака
отношений.
6.
Преобразовательная функция, состоящая в вызывании с помощью
самовыражения личности определенных изменений в тех людях, которые
стали адресатами полученной информации.
7.
Функция саморегуляции, состоящая в согласовании Я-концепции личности и
ее поведения, а также в снижении эмоционального напряжения с помощью
выражения эмоций.
8.
Функция самовоплощения личности в памяти других людей, а также в
материальных формах самовыражения (письмах, дневниках, фотографиях,
аудио- и видеоматериалах).
В
зарубежной психологии проблема самовыражения личности в общении
изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается
сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей
в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах
окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим
закономерностям протекания этих процессов, а также факторам, их
детерминирующим. Гораздо меньше изучен вопрос о соотношении
самопознания и самовыражения личности, хотя он является, с нашей точки
зрения, основополагающим для понимания механизмов перехода
Я-внутреннего в Я-внешнее и в обратном направлении.
Каждый
человек стоит перед необходимостью представать в каком-то виде перед
другими людьми в процессе взаимодействия с ними. Даже если человек
абсолютно равнодушен к своему внешнему виду и своим манерам, они у него
есть, и люди считывают информацию о нем, независимо от его желания. Как
отмечал И.Гофман, способность индивида к самовыражению
«содержит два совершенно разных вида знаковой активности:
произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и
непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя» (1,
с.33). Первое основано на вербальных
символах, второе включает обширную область невербального
поведения. Ребенка с детства учат сообщению информации о себе по этим
двум каналам. В дальнейшем, овладевая разными социальными ролями,
человек научается «исполнительскому» мастерству.
Образ,
который он создает в конкретном акте общения, с одной стороны, должен
быть отражением его Я-концепции, с другой стороны, должен
соответствовать социальным нормам и ожиданиям, имеющимся у партнеров по
взаимодействию. Я-концепция личности создается на основе четырех
источников: идентификационного процесса, в ходе которого человек
обретает социальную и личностную идентичность
(самоопределение); социо-культурных норм, которые влияют на
формирование идеального Я; механизмов социального сравнения; а также,
прямых и косвенных оценок окружающих.
Вступая
в конкретное межличностное взаимодействие, человек выстраивает свое
поведение с помощью самораскрытия и самопредъявления таким образом,
чтобы реализовать перечисленные выше функции самовыражения. Он
стремится утвердить себя как субъекта общения с определенными
идентификационными признаками, установить желаемые отношения с
участниками общения, оказать на них влияние, воплотить себя в акте
коммуникации.
Каждый акт коммуникации обогащает человека новым знанием о
себе через обратную связь. Во-первых, благодаря рефлексии человек может
судить о себе как исполнителе роли и субъекте самовыражения. Во-вторых,
по ответным реакциям партнеров по общению он может получить прямую или
косвенную оценку своей личности. В-третьих, его действия вызывают
ответное самораскрытие или самопредъявление участников взаимодействия,
что позволяет осуществлять социальное сравнение своей индивидуальности
с их индивидуальностями. Таким образом, самовыражение личности можно
рассматривать как своего рода экспериментальное действие, в ходе
которого человек получает новую информацию о себе и мире. Самопознание
невозможно без самовыражения, поскольку только через демонстрацию
разных аспектов своего Я окружающим, человек может получить
представление о себе. С другой стороны, не накопив информацию о себе
через самопознание, человек не может адекватно предъявить себя другим
людям.
Однако было бы ошибочно думать, что предъявляемый образ всякий раз
полностью соответствует Я-концепции личности. Будучи включенным в
межличностное взаимодействие, человек может воплотить себя в этом
общении, на столько, насколько это требует сама ситуация и исполняемая
роль. Человек, как правило, оказывается недовоплощенным, хотя исполняет
в жизни много всяких ролей. Бурное развитие общения в Интернете,
особенно создание личных дневников (блогов), является доказательством
потребности большого числа людей выразить себя сверх тех ролей, которые
они играют в реальной жизни. Этому также способствует отключение в
виртуальном общении «телесного» компонента, который
в реальном общении накладывает большие ограничения на выражение
личностью своей внутренней сущности.
Наши исследования самораскрытия и самопредъявления свидетельствуют о
том, что каждый человек выстраивает определенную стратегию
самовыражения в общении с разными людьми. В зависимости от партнера по
общению меняется объем, глубина, содержание и степень искренности
самораскрытия. Наиболее вариативны в предъявляемых образах
представительницы женского пола, чье самопредъявление в большой степени
зависит от характера отношений с партнером по общению, его пола и
возраста.
Литература
1.Гофман
И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. - 304с.
|