Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


 Самопрезентация

Шкуратова И.П.

// Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общей ред. А.А.Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 138-139.

Самопредъявление, самопрезентация (self-presentation) -  акт самовыражения в процессе общения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей.  В англоязычной литературе наряду с термином самопрезентация используется понятие «управление впечатлением» (impression management).
Теоретической базой для развития исследований С. послужили труды представителей символического интеракционизма Дж.Г.Мида (G.Mead), Ч.Кули (C.Cooley), Г.Блумера (H.Blumer), И.Гофмана (E.Goffman), которые впервые исследовали закономерности социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия. Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И.Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в которой он рассмотрел процесс самопрезентации через исполнение человеком социальных ролей. Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей определенных ролей и публика, на которую это исполнение направлено.
Одной из центральных задач исследования С. является выявление стратегий С., под которыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих. Стратегия С. включает в себя ряд отдельных тактик (приёмов создания желаемого образа). Э.Джонс и Т.Питтман (Jones Е., Pittman T) в 1982 г. создали одну из первых классификаций стратегий С. Она включает пять стратегий: инграциация (цель – казаться привлекательным); самопродвижение  (демонстрация компетентности); примерность (цель - казаться морально безупречным); запугивание (демонстрация силы); самоуничижение (демонстрация слабости с целью получения помощи). Существуют и другие классификации стратегий С.
К наиболее известным тактикам позитивного С. следует отнести тактику ассоциирования себя с известными людьми, описанную Р.Чалдини. Тактика выученной беспомощности, изучавшаяся М.Селигманом, состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Психологически близкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самим человеком на пути к достижению цели, которая избавляет человека от объяснения причин своей неудачи.  Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято открыто заявлять о своих успехах и способностях. М.Лири (M.Leary) описал тактику красования, целью которой является демонстрация своего привлекательного внешнего вида. В английском языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя.
В зарубежной психологии получила большое распространение концепция самомониторинга М. Снайдера (M. Snyder), в основе которой лежит представление о двух крайних типах отношения к С. Лица с высоким уровнем самомониторинга стремятся постоянно контролировать свое публичное поведение, в то время как лица с низким уровнем самомониторинга мало заботятся о том, как их воспринимают окружающие люди. Он связывает склонность к самомониторингу с конформизмом, несамостоятельностью, большей зависимостью от мнения окружающих людей. В то же время эти люди более эффективно справляются с социальными ролями, легче и адекватнее выбирают стратегию С., которая соответствует каждому конкретному случаю.
Большое число исследований посвящено средствам С., в качестве которых выступают внешность субъекта С., его речевое поведение, команда (люди, помогающие ему в создании образа) и декорации (интерьер, в котором осуществляется С.).
В отечественной психологии визуальная самоподача образа «Я» исследовалась Е.А.Петровой с позиции психосемиотического подхода. Самоподача образа «Я» реализуется с помощью трех семиотических систем: габитуса (физический облик, особенности лица и тела), костюм (оформление внешности: одежда, обувь, аксессуары, прическа) и кинесики (мимика, походка, жест). Е.А.Петрова разработала каталоги визуальных знаков и их значений для каждой из этих систем  и исследовала их использование в коммуникативной деятельности разных групп испытуемых.
В настоящее время в нашей стране активно развивается научное направление, получившее название имиджелогии, целью которого является изучение закономерностей создания и функционирования персональных, групповых и предметных имиджей. В рамках этого направления  изучаются прикладные аспекты С. В частности, Е.В.Михайлова и К.О.Бреннер  разработали процедуру тренинга самопрезентации, рассчитанную на широкий круг людей, желающих оптимизировать свои отношения в деловой и дружеской сферах общения.

Литература

1.    Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.
2.    Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. –Спб.: Речь, 2007.
3.    Петрова Е. А. Знаки общения. М.: « ГНОМиД». 2001.
4.    Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении / Психология личности. М:ЭКСМО, 2007.
5.    Jones E.E., Pittman T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Pеrspectives on the Self .– Vol. 1. Hillsdale. – N.Y.: Lawrence Erbaum, 1982.
6.    Leary M.R., Kovalsky R.M. Impression management: a literature review and two-component model // Psychological bulletin, 1990, vol.107, No.1, pp.34-47.


© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept