Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


 Самораскрытие

Шкуратова И.П.

// Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общей ред. А.А.Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 139-140.

Самораскрытие (self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми.
Исследование самораскрытия началось за рубежом в русле гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Одним из первых исследователей С. был С.Джурард (S. Jourard), разработавший методику для диагностики С. (Self-disclosure Questionnary). Она построена таким образом, что испытуемый должен оценивать, в какой степени полно он рассказывает о разных аспектах своей личности лицам из его ближайшего окружения (матери, жене, другу и пр).
С. может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Непосредственное С. наблюдается в ситуации физического контакта субъекта С. с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное С. дает  возможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс С. (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи и блоги в Интернете.
В качестве самостоятельного предмета исследования в зарубежной и отечественной психологии выступает эмоциональное самораскрытие, под которым  понимается вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, изменяющееся по объему, содержанию, степени искренности в зависимости от характера отношений с партнером по общению.
В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована ин-формация, называется мишенью С. Чаще всего, мишенью является один человек, причем его социально-демографические и личностные особенности в большой степени определяют содержание и формальные характеристики С. Мишенью С. может быть малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). Если С. направлено на большую группу людей, то это называется публичным С. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Публичное С., как правило, имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать определенное впечатление о себе, поэтому оно близко к самопредъявлению.
Основными характеристиками С. являются: глубина (детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы); широта (количество информации и  разнообразие тем, по которым раскрывается человек); эмоциональность (насыщенность сообщения проявлениями эмоций); продолжительность (время, затраченное на него человеком). Данные характеристики  варьируют у одного и того же человека в зависимости от темы С., характера отношений с партнером по общению и ситуации взаимодействия. Наиболее закрытыми во всех культурах являются темы, связанные с состоянием здоровья, финансами, интимными отношениями. О них люди предпочитают говорить только с близкими друзьями и родственниками. Наиболее открыто люди рассказывают о своих увлечениях, мнениях, предпочтениях.  Представительницы женского пола характеризуются большей склонностью к собственному С., а также они более готовы выступать мишенью чужого С. по сравнению с представителями мужского пола. Их чаще выбирают в качестве лиц, которым доверяют секреты.
Важной характеристикой С. также является степень искренности субъекта, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, мы имеем дело с псевдосамораскрытием.
Потребность в С. присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление, может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний.
    С. является неотъемлемой частью межличностного общения людей, выполняя целый ряд важных психологических функций.  Оно способствует пси-хическому здоровью личности коммуникатора. С. развивает личность, пото-му что оно содействует  самопознанию и  самоопределению. Оно является средством саморегуляции личности, благодаря  механизму эмоциональной разрядки, уяснению проблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональной поддержки от собеседника. Практически все формы психотерапии
основаны на С. клиента. Оно важно и для реципиента, поскольку помогает ему лучше узнать субъекта С., а также даёт ему ощущение собственной значимости. С. играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы).
С. представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным факторам.

Литература.

1.    Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление  личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.- С. 37-74.
2.    Шкуратова И.П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. М.: ЭКСМО, 2007.
3.    Зинченко Е.В. Самораскрытие как социально-психологический феномен. // Прикладная психология. - М., 1998. - №5. - C. 59-69.
4.    Self-Disclosure: Theory, Research, and Therapy. N.Y., 1986. .
5.    Jourard S.M. The transparent self. New York: Van Nostrand Reinhold, 1971.


© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept