Главная страница

Обо мне

Публикации

Форум

Ссылки

Гостевая страница


Страхи подростков и их обусловленность тревожностью,
нейротизмом и агрессивностью
Шкуратова И.П., Ермак В.В.

Опубликовано в сборнике: «Прикладная психология: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004, с.283-299.

        Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

        В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.
        Страхи давно стали объектом психологического исследования. Страх чаще всего определяется как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула (3).

        К. Изард отмечал, что страх переживается как тревожное предчувствие, беспокойство, опасение. У человека возникает ощущение, что ситуация уже не под контролем, он испытывает всё больше неуверенности в собственном благополучии, страх переживается как чувство абсолютной незащищённости и неуверенности в собственной безопасности (6).По его мнению, причины страха могут быть разделены на четыре класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции, г) когнитивные процессы субъекта. Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врождёнными или приобретёнными (6).

        В своей работе по психопатологии неврозов А.Кемпински описывает четыре вида страха: биологический, общественный, моральный и дезинтеграционный (9). Биологический страх связан с угрозой собственной жизни или жизни вида. Общественный страх возникает в случае нарушения контактов в социальной сфере. Моральный страх возникает, когда индивид не принимает в качестве ориентиров для собственного поведения нормы, предлагаемые окружающими. Дезинтеграционный страх появляется при каждом изменении структуры информационного метаболизма.

        А.И. Захаров противопоставляет ситуационные и личностно обусловленные страхи. По его мнению, ситуационный страх возникает в опасной или шокирующей обстановке, а личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например его тревожностью. Ситуативные страхи являются реальными и острыми, а личностные - воображаемыми и хроническими (4).

        Т.В. Абакумова предлагает несколько критериев для классификации страхов: а) объективные источники возникновения страха (биологические, техногенные, планетарные и космические страхи); б) отсутствие представлений о полноте и целостности окружающей действительности (социальные и детские страхи); в) онтологические (религиозный, экзистенциальный, страх смерти); г) гносеологические (страхи от избытка информации) (1).

        Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет, свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

        У детей до 5-7 лет наибольшее распространение имеют страхи темноты, воображаемых существ, злых персонажей сказки, животных. У младших школьников на первый план выдвигаются боязнь наказания и порицаний со стороны взрослых, страх незнакомых людей, смерти, болезни. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, болезни и смерти родителей или близких людей (3). В работах А.И. Захарова (4, 5) указывается на то, что в старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. Страх смерти появляется как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения.

        Исследования А.И. Захарова показывают, что в младшем школьном возрасте в наибольшей степени выраженным явился страх, связанный со школой, причём он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек (5). В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте у всех участвующих в опросе девочек выявилась боязнь смерти родителей. Наибольшего пика к 15 годам достигают межличностные и другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх не справиться с порученным делом (5).

        В диссертационном исследовании страхов младших школьников Л.С. Акопян показано, что дети при описании страхов в пространственно временном измерении самым опасным местом считают улицу, а самым безопасным – дом. Во временном измерении в прошлом преобладал страх животных, в настоящем - учебные страхи (3).

        В большом исследовании, проведённом А.М. Прихожан, посвященном изучению содержания страхов школьников были получены интересные результаты, связанные с динамикой страха (13). На первом этапе исследования (с 1979 по 1982 год) у всех школьников независимо от пола страхи фокусировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков - на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников - на проблемах, связанных с отношениями со взрослыми и боязнью личной несостоятельности. На втором этапе исследования (с 1989 по 1992 год) практически на всех возрастах выявились половые различия. У девочек всех возрастов первоочередными были проблемы семьи: страхи смерти, болезни, отрицательных переживаний родителей. У мальчиков в этот период преобладал страх глобальных катастроф, в подростковом возрасте особенно высок страх физического насилия. На третьем этапе исследования (с 1996 по 1997год) у школьников увеличилась выраженность «архаических» и «магических» страхов. Страх физического насилия приобрёл характер и социальный, и витальный (13).

        Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

        Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

        Понятия тревоги и страха долгое время не разграничивали. По мнению А.М.Прихожан, первым разграничил их в начале ХIХ века С. Кьеркегор, который под страхом понимал боязнь чего-то конкретного, а тревогу связывал с неопределенным безотчетным страхом-тоской (13). В свою очередь тревогу как эмоциональное состояние многие авторы отграничивают от тревожности как устойчивого личностного свойства.

        В своих работах З.Фрейд различал два вида тревоги: объективную и невротическую (16). Объективная тревога, является, по сути, синонимом страха. Она возникает, когда для индивида существует реальная ситуация опасности во внешнем мире. Эта ситуация воспринимается им как угрожающая, а восприятие опасности порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по интенсивности внешней опасности. Невротическая тревога отличается от объективной тем, что источник опасности находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире. Источником этой тревоги, с его точки зрения, являются сексуальные и агрессивные влечения, которые были подавлены в детстве (16).

Ч. Спилбергер разделяет тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Он считает, что тревога представляет собой неприятное по своей окраске эмоциональное состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определённый раздражитель или ситуацию, как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Тревожность как свойство является относительно устойчивой характеристикой личности. Она не проявляется непосредственно в каждом акте поведения, но её уровень можно определить по тому, как часто и насколько интенсивно у индивида возникают состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью, склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (15).

В работах В.С. Мерлина тревожность рассматривается как одно из свойств темперамента. Автор понимает тревожность как склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие и испытывать при этом неопределённый страх и беспокойство, направленное на какой-либо предмет и явление (11).

        Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

        Нейротизм, рассматриваемый Г.Айзенком в качестве одной из важнейшей детерминант человеческого поведения, также относится к числу свойств личности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов (2).

        Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-первых, они состоят в отношении взаимной детерминации, т.е. агрессивность может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связанные с формированием страхов различными психологическими механизмами. А.Басс совместно с А.Дарки выделяет несколько видов реакций, характеризующих проявление агрессивности и враждебности (14). Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – не явная, окольным путём направленная на другое лицо. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малом возбуждении. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и обычаев. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия. Подозрительность – настороженное отношение к окружающим в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что они планируют и приносят вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины выражает убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, причиняет зло, в связи с чем человека тревожат угрызения совести.

К.Изард и другие исследователи эмоций отмечают наличие связей между гневом и страхом (6). По данным Я.Ю Копейко, связь между агрессивным поведением и уровнем тревожности у мужчин является позитивной, а у женщин - негативной. Автор объясняет это тем, что агрессивное поведение мужчин имеет более непосредственный характер и обусловлено контролирующей функцией суперэго. У женщин агрессивное поведение является некоторым защитным механизмом более связанным с силой-слабостью эго (7).

А. Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на каких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти, превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В связи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе (9).

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

а) исследовать степень выраженности разных видов страха у подростков;

б) выявить возрастную динамику страхов у юношей и девушек;

в) изучить половые различия в степени выраженности разных видов страха у подростков;

г) проанализировать влияние тревожности, нейротизма и агрессивности на степень выраженности страхов у подростков.

        Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

  1. такого страха у меня никогда не было;

  2. такой страх у меня был однажды;

  3. такой страх у меня был несколько раз;

  4. периодически такой страх у меня возникает;

  5. этот страх меня преследует постоянно.

        Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы.Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

        Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

Для диагностики тревожности применялась «Шкала личностной тревожности для учащихся», разработанная А.М.Прихожан (13). Она имеет следующие субшкалы тревожности: общая, школьная, межличностная, самооценочная и магическая. Респондент оценивает каждый из 40 пунктов по степени характерности для себя шкалой от 0 до 4 (максимально сходно).

        Уровень нейротизма определялся с помощью опросника Г. Айзенка. Для диагностики агрессивности использовалась методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки (14). Опросник направлен на исследование агрессивности у старшеклассников. Он состоит из 8 шкал, характеризующих разные проявления агрессивности и враждебности.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Анализ результатов.

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек

Виды страхов

юн.

дев.

1

Страх темноты

30

53

2

Страх перед вызовом отвечать на уроке

59

69

3

Страх утраты любви со стороны близких

26

33

4

Страх физического насилия

46

42

5

Страх оказаться заложником в руках бандитов

16

26

6

Страх высоты

49

54

7

Страх быть осмеянным классом

23

38

8

Страх предательства со стороны друзей

48

63

9

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей

44

52

10

Страх перед потусторонними силами

23

45

11

Страх животных

33

68

12

Страх получить плохую оценку

62

67

13

Страх быть высмеянным друзьями или родней

35

32

14

Страх оказаться в толпе в момент паники

26

42

15

Страх сглаза или порчи

35

45

16

Страх закрытых помещений

17

37

17

Страх попасть в транспортную аварию

44

55

18

Страх перед вызовом к директору

28

31

19

Страх выглядеть смешным или жалким

34

46

20

Страх перед Богом

36

39

21

Страх полёта на самолётах

11

12

22

Страх быть не таким, как остальные ученики

16

24

23

Страх быть уличённым во лжи

51

46

24

Страх аттракционов

21

34

25

Страх быть ограбленным на улице

40

34

26

Страх болезни

51

68

27

Страх быть выгнанным из класса

11

8

28

Страх медицинских процедур

58

78

29

Страх критики со стороны близких

47

50

30

Страх смерти близких людей

78

90

31

Страх одиночества

28

61

32

Страх собственной смерти

32

59

33

Страх перед вызовом родителей в школу

59

53

34

Страх наказания родителями за неуспеваемость

42

49

35

Страх сексуального насилия

9

62

36

Страх террористического взрыва

39

56

        Как видно из таблицы № 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
        Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла); страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).
        У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов).         Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

        Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.
Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:
фобии: пункты 1,6,11,16,17,21,24,26,28,30;

учебные страхи: 2,7,12,18,22,27,33,34;
социальные страхи: 3,9,13,8,19,29,23,31;
криминальные страхи: 4,5,14,25,35,36;
мистические страхи: 10,15,20,32.

        Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Таблица средних значений степени выраженности страхов

Шкала

Юноши

Девушки

Всего

Фобии

13

18,3

15,7

Учебные

10

11

10,7

Социальные

10,4

12,5

11,5

Криминальные

5,9

8,7

7,3

Мистические

4,1

6,3

5,2

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем

Виды страхов

Прошлое

Настоящее

Будущее

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Фобии

51

49

15

28

2

5

Учебные

4

7

22

23

12

10

Социальные

7

10

16

16

26

39

Криминальные

3

0

1

1

0

0

Мистические

9

11

2

5

4

9



Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А.М.Прихожан и нейротизма с применением опросника Г.Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


Рис.1

Рис. 1. Схема значимых связей показателей тревожности и нейротизма
с разными видами страха.

        Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает  данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной  и самооценочной  тревожностью, между мистическими  страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек  будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.
       
        Шкала нейротизма по методике Г.Айзенка тоже дала значимые корреляции с разными видами страхов. Наиболее тесно нейротизм связан с социальными страхами и фобиями, а также с криминальными и мистическими страхами. Нейротизм создает благодатную почву для возникновения разнообразных страхов. И если у человека тревожность и нейротизм имеют очень высокие значения, то этот человек представляет собой акцентуированную личность тревожного типа. К.Леонгард пишет о том, что дети тревожно-боязливого темперамента боятся засыпать в темноте, трепещут перед грозой, боятся собак. Вырастая, они демонстрируют робость и покорность, поскольку боятся окружающих людей (10). В связи с этим необходимо отметить, что  школьные психологи должны выявлять детей с большим количеством страхов и проводить коррекцию их поведения.
       
        Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.
Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии  у подростков» Басса-Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия,  косвенная агрессия,  раздражение,  негативизм, обида, подозрительность,  вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис.2.

Рис. 2

Рис.2. Значимые связи между формами агрессивности и видами страхов

        Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности как вина.Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.
        Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами, можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия, или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.
        Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

        Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистические страхи. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.
        Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что не совместимо с применением грубой физической агрессии.

        Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
  • Степень выраженности конкретного страха обусловлено размером последствий угрожающего события, оценкой его значимости для личности, а главное вероятностью его осуществления. Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами.

  • Возрастная динамика содержания страхов от детского возраста к зрелому сопровождается уменьшением фобий и увеличением социальных страхов.

  • Тревожность и нейротизм оказывают большое влияние на возникновение у личности разных видов страха.

  • Переживанию страхов старшеклассников больше способствуют скрытые формы агрессивности (вина, раздражение, подозрительность).

  • Используемые в работе методики для диагностики страхов могут применяться в практической работе школьных психологов.

Литература

  1. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.
  2. Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999.
  3. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. Дис. … канд. психол. наук. - Самара, 2002.
  4. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. - СПб., 1995.
  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2000.
  6. Изард К. Эмоции человека. - М.,1980.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
  8. Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.
  10. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь.1970.
  11. Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001 .
  12. Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.,1999.
  14. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001.
  15. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997.




© Все права защищены

Изготовлено - Per©ept